Концовка тастара — орнаментированная концовка башкирского полотенцеобразного женского головного убора. Вышитые тастары к ХХ веку практически вышли из употребления, целые головные уборы чрезвычайно редки, поэтому основную часть музейных коллекций составляют орнаментированные концовки.
Тастар у восточных, северо-восточных башкир представлял собой полотенцеобразный убор из домотканого холста с вышитыми концовками, длиной достигавший трех метров. Башкирские женщины из южных и центральных районов края носили тастар в виде отреза ситца светлых оттенков до двух метров длиной.
В своей монографии Сергей Иванович Руденко отмечает, что тастарами с вышитыми концовками пожилые женщины обматывали себе голову и повязывали его таким образом, чтобы оставлять открытым лицо, при этом один вышитый конец лежал на груди, а другой на спине.
Вышивали домотканый холст, используя тонкий дорогостоящий шелк. Силуэт рисунка вышивки прокладывался контурным швом — росписью. Росписью вышивались также мелкие фигуры за контуром: крючки, развилки, ромбики, усики, треугольники-гребенки и другие.
В своей книге «Орнамент счетной вышивки башкир» Елена Евгеньевна Нечвалода выделяет по орнаменту и технике вышивки четыре основные группы концовок тастаров. Первая — имеющие в основе композиционного построения главного орнамента две крупные сложносоставные розетки, вышитые в технике двусторонней глади в сочетании с росписью. Вторая — концовки с композицией из нескольких горизонтальных полос с различным, вышитым счетной гладью, орнаментом. Третья — концовки, декорированные несколькими рядами очень простых геометрических фигур с уступчатыми очертаниями, исполненных гладью кирпичиком. Четвертая группа была украшена несколькими орнаментальными полями с геометрическим узором: ромбами, косыми крестами, решетками и др., исполненными строчевыми вышивками.
К выделенной первой группе можно отнести и данную концовку тастара, в орнаменте, которого восьмиконечные звезды и ромбы с продолженными сторонами объединены в сложносоставную розетку. К концовкам пришивались полосы цветной материи, чаще всего красного цвета.
Тастар у восточных, северо-восточных башкир представлял собой полотенцеобразный убор из домотканого холста с вышитыми концовками, длиной достигавший трех метров. Башкирские женщины из южных и центральных районов края носили тастар в виде отреза ситца светлых оттенков до двух метров длиной.
В своей монографии Сергей Иванович Руденко отмечает, что тастарами с вышитыми концовками пожилые женщины обматывали себе голову и повязывали его таким образом, чтобы оставлять открытым лицо, при этом один вышитый конец лежал на груди, а другой на спине.
Вышивали домотканый холст, используя тонкий дорогостоящий шелк. Силуэт рисунка вышивки прокладывался контурным швом — росписью. Росписью вышивались также мелкие фигуры за контуром: крючки, развилки, ромбики, усики, треугольники-гребенки и другие.
В своей книге «Орнамент счетной вышивки башкир» Елена Евгеньевна Нечвалода выделяет по орнаменту и технике вышивки четыре основные группы концовок тастаров. Первая — имеющие в основе композиционного построения главного орнамента две крупные сложносоставные розетки, вышитые в технике двусторонней глади в сочетании с росписью. Вторая — концовки с композицией из нескольких горизонтальных полос с различным, вышитым счетной гладью, орнаментом. Третья — концовки, декорированные несколькими рядами очень простых геометрических фигур с уступчатыми очертаниями, исполненных гладью кирпичиком. Четвертая группа была украшена несколькими орнаментальными полями с геометрическим узором: ромбами, косыми крестами, решетками и др., исполненными строчевыми вышивками.
К выделенной первой группе можно отнести и данную концовку тастара, в орнаменте, которого восьмиконечные звезды и ромбы с продолженными сторонами объединены в сложносоставную розетку. К концовкам пришивались полосы цветной материи, чаще всего красного цвета.