В возрождении искусства марийской вышивки большую роль сыграли народные мастера. Среди них особое место занимает Елена Аркадьевна Кожина (1957–2005) — художник декоративно-прикладного искусства, педагог, член Союза художников России, лауреат Государственной премии Республики Марий Эл им. А.В. Григорьева. В ее работах, выполненных в традициях марийской вышивки, привлекает изысканная гармония цветовых отношений и глубина образов, красота и богатство колорита, ярко выраженный национальный характер. Глубокие знания и несомненный талант позволили Елене Аркадьевне найти в марийской вышивке свою нишу, выработать свой художественный стиль. Работы Елены Кожиной являются ярким примером сохранения и развития традиционного искусства марийской вышивки второй половины XX века. Ее работы хранятся в Государственном музее этнографии народов России и Центре художественных выставок Министерства культуры России.
Елена Кожина преподавала предмет «Марийская вышивка» в Президентской школе искусств Йошкар-Олы. В Йошкар-Олинском художественном училище руководила подготовкой дипломных работ по вышивке, также вела курсы вышивки в Марийском институте образования. После окончания Московского художественно-промышленного училища им. М.И. Калинина она работала на Йошкар-Олинской фабрике «Труженица» художником по вышивке в экспериментальной лаборатории. В 80-е годы Елена Аркадьевна оказалась в Подольске. Для подольских казаков она вышила «Знамя полка», панно с конями и храмами и стяг, украшенный шапкой Мономаха.
В столешнице «Олень» Елена Кожина обращается к древним символам. Образ «лося-оленя» в мифологии связан с темой мира семьи, соединения женского и мужского начал. Эти образы берут свое происхождение в глубокой старине и представлены как в традиционной вышивке, так и в археологических артефактах, найденных на территории Республики Марий Эл. Традиционная марийская вышивка несла в себе зашифрованную информацию, древние истоки которой были заложены еще в орнаментации предметов обихода и орудий труда. Основные приемы размещения вышивки были подчинены форме, размерам и назначению декорируемых предметов.
Елена Кожина преподавала предмет «Марийская вышивка» в Президентской школе искусств Йошкар-Олы. В Йошкар-Олинском художественном училище руководила подготовкой дипломных работ по вышивке, также вела курсы вышивки в Марийском институте образования. После окончания Московского художественно-промышленного училища им. М.И. Калинина она работала на Йошкар-Олинской фабрике «Труженица» художником по вышивке в экспериментальной лаборатории. В 80-е годы Елена Аркадьевна оказалась в Подольске. Для подольских казаков она вышила «Знамя полка», панно с конями и храмами и стяг, украшенный шапкой Мономаха.
В столешнице «Олень» Елена Кожина обращается к древним символам. Образ «лося-оленя» в мифологии связан с темой мира семьи, соединения женского и мужского начал. Эти образы берут свое происхождение в глубокой старине и представлены как в традиционной вышивке, так и в археологических артефактах, найденных на территории Республики Марий Эл. Традиционная марийская вышивка несла в себе зашифрованную информацию, древние истоки которой были заложены еще в орнаментации предметов обихода и орудий труда. Основные приемы размещения вышивки были подчинены форме, размерам и назначению декорируемых предметов.