Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Десять веков истории города Ярославля»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Изразец полихромный

Время создания
1985 год
Место создания
СССР, город Ярославль
Размер
22,8x22,1 см
Техника
глина красная, эмаль; формовка, обжиг
1
Открыть в приложении
#2

В экспозиции музея представлен полихромный рельефный изразец квадратной формы. Это новодел, стилизованный под изделие XVII–XVIII веков. Изразец украшен выпуклым стилизованным растительным орнаментом с изображением птицы в центре. Румпа, отступающая от краев, имеет по бокам круглые отверстия.

Автор работы — выдающийся ярославский керамист и реставратор, заслуженный деятель искусств РСФСР Алексей Алексеевич Егоров — родился в 1931 году. Алексей Егоров известен прежде всего как автор изразцов, изготовленных для восстановления декоративного убранства ярославских храмов XVII века: Михаила Архангела, Богоявления, Иоанна Предтечи и ряда других. Он работал не только для Ярославля, но и для Москвы, Самары, Нижнего Новгорода, Минска, городов Средней Азии и так далее. Художник, мастер, технолог, он открыл многие утраченные секреты изготовления изразцов.

Изразцы состоят из двух элементов: наружной плитки и коробчатого выступа на обороте для сцепления с кладкой. «Вырезанные кирпичи» стали использовать в России в конце XV века. Это были терракотовые плиты — предвестники изразцов. Их изготавливали как пряники: выбивали глину в деревянных резных формах и обжигали в печах. В XVI веке рельефные плиты начали соединять с наращенными на гончарном круге румпами — и получились изразцы. Терракотовые изделия называли «красными» — по цвету обожженной глины. Изготавливали квадратные изразцы «большой руки» (20 на 20 сантиметров) и «малой руки» (14 на 14 сантиметров).

Золотым веком русских изразцов стало XVII столетие. Мастера-изразечники начали создавать «поливные» изразцы — то есть изделия с верхним покрытием. Появились изразцы в виде тарелок и колонок. Сначала рельефы покрывали прозрачной глазурью — муравой. Чаще всего использовали цвет «травы-муравы», и «муравленные» изразцы стали синонимом «зеленых». Позднее начали украшать изделия глухой оловянной глазурью разных цветов — цениной. Поэтому полихромные изразцы называли ценинными, а изразцовое искусство — «ценинным делом».

Самобытные изразцы производили в Москве, Великом Устюге, Вологде, Калуге, Балахне и других местах. Самая известная мастерская XVII века существовала при Новоиерусалимском монастыре патриарха Никона. Там работал выдающийся «ценинных дел мастер» Степан Полубес, автор популярного узора «павлинье око».
#3
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Изразец полихромный

Время создания
1985 год
Место создания
СССР, город Ярославль
Размер
22,8x22,1 см
Техника
глина красная, эмаль; формовка, обжиг
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%