В экспозиции представлен рельефный полихромный изразец квадратной формы. Это новодел, стилизованный под изделие XVII–XVIII веков. Изразец украшен выпуклым растительным орнаментом: в центре белая розетка с шестью резными листьями, каждый лист украшен зеленым треугольником с синим контуром. Серединка в виде цветка с шестью округлыми листьями желтого и зеленого цвета, в центре — синяя «шишечка». Розетку обрамляет выпуклая растительная рамка с направленными вовнутрь завитками и двумя небольшими желтыми листьями, с двух сторон за рамкой по две «шишечки» белого цвета. Румпа имеет по одному небольшому сквозному отверстию на каждой стенке, она размещена с отступом от краев. Румпа — это коробчатый выступ с небольшими отверстиями, в которые продевают проволоку для крепления в кладке стены или печи.
В XVII столетии мастера-изразечники начали создавать поливные изразцы — с верхним покрытием. Появились изразцы в виде тарелок и колонок. Сначала рельефы покрывали прозрачной глазурью — муравой. Позднее начали украшать изделия глухой оловянной глазурью разных цветов — цениной. Самобытные изразцы производили в Москве, Великом Устюге, Вологде, Калуге, Балахне и других местах.
В XVIII веке Петр I отправил русских мастеров учиться «кафельному делу» в Делфт — и появились гладкие изразцы по типу «голландских кафлей». Они были расписными: плиты покрывали белой эмалью и на ней рисовали синими кобальтовыми красками каналы, корабли, мельницы. Царь запретил топку «по-черному», и новый тип печей по изразцам стали величать голландками. Массово гладкие образцы изготавливали на заводе Александра Меншикова в Стрельне под Петербургом и на ценинной фабрике Афанасия Гребенщикова в Москве.