Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Десять веков истории города Ярославля»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Изразец полихромный

Время создания
1985 год
Место создания
СССР, город Ярославль
Размер
35x35x9,5 см
Техника
глина красная, эмаль; формовка, обжиг
1
Открыть в приложении
#2

В экспозиции представлен рельефный полихромный изразец квадратной формы. Это новодел, стилизованный под изделие XVII–XVIII веков. Изразец украшен выпуклым растительным орнаментом: в центре белая розетка с шестью резными листьями, каждый лист украшен зеленым треугольником с синим контуром. Серединка в виде цветка с шестью округлыми листьями желтого и зеленого цвета, в центре — синяя «шишечка». Розетку обрамляет выпуклая растительная рамка с направленными вовнутрь завитками и двумя небольшими желтыми листьями, с двух сторон за рамкой по две «шишечки» белого цвета. Румпа имеет по одному небольшому сквозному отверстию на каждой стенке, она размещена с отступом от краев. Румпа — это коробчатый выступ с небольшими отверстиями, в которые продевают проволоку для крепления в кладке стены или печи.

В XVII столетии мастера-изразечники начали создавать поливные изразцы — с верхним покрытием. Появились изразцы в виде тарелок и колонок. Сначала рельефы покрывали прозрачной глазурью — муравой. Позднее начали украшать изделия глухой оловянной глазурью разных цветов — цениной. Самобытные изразцы производили в Москве, Великом Устюге, Вологде, Калуге, Балахне и других местах.

В XVIII веке Петр I отправил русских мастеров учиться «кафельному делу» в Делфт — и появились гладкие изразцы по типу «голландских кафлей». Они были расписными: плиты покрывали белой эмалью и на ней рисовали синими кобальтовыми красками каналы, корабли, мельницы. Царь запретил топку «по-черному», и новый тип печей по изразцам стали величать голландками. Массово гладкие образцы изготавливали на заводе Александра Меншикова в Стрельне под Петербургом и на ценинной фабрике Афанасия Гребенщикова в Москве.

Палитра цветных эмалей и техника росписи становилась разнообразнее — и на изразцах получались «живописные картины». В XIX веке керамическое производство поставили на поток — например, в «Товариществе» Матвея Кузнецова. Изразцы все меньше напоминали штучный товар. Однако сохранились и уникальные украшения конца столетия — в усадьбах Талашкино Марии Тенишевой или Абрамцево Саввы Мамонтова.
#3
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Изразец полихромный

Время создания
1985 год
Место создания
СССР, город Ярославль
Размер
35x35x9,5 см
Техника
глина красная, эмаль; формовка, обжиг
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%