Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Искусство Востока»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Фигура божества

Время создания
вторая половина XIX века
Место создания
предположительно Тибет или Монголия
Размер
16,2x15,2x7,2 см
Техника
бронза; позолота, окраска
1
Открыть в приложении
#2
В Самарском художественном музее представлены экспонаты, относящиеся к искусству буддизма, в частности ламаизма. Ранее эти экспонаты хранились в коллекции выдающегося востоковеда Алексея Позднеева.

Один из них — фигурка сидящего на льве ламаистского божества в шляпе. Скорее всего, это дхармапала, «защитник дхармы» — гневное божество в буддийской мифологии, защищающее Учение и каждого отдельного буддиста.

Предположительно, это скульптура Пехара — древнего тибетского божества и ламаистского дхармапала. Он вселяется в оракулов и наделяет их духом пророчества. По легенде, Пехар был укрощен и превращен в хранителя монастыря Самье в Тибете. Он считался мифологическим предком тибетских царей, а также небесным божеством. Существуют разные традиции изображения Пехара. Иногда Пехар изображается белотелым всадником в широкополой шляпе верхом на белом льве с зеленой гривой.

Ламаизм — самое позднее ответвление буддизма. Этот термин никогда не используется самими буддистами, однако он прочно вошел в оборот европейской буддологии, поскольку фиксирует основную характеристику обозначаемой им системы взглядов — поклонение Ламе (Учителю) как самому Будде.

Ламаизм сформировался в Тибете в результате синтеза индийского буддизма школы ваджраяна и традиционных тибетских учений. Ламаизм столкнулся с местными шаманистскими культами и с древней религией бон. «Бон» означает «призывать», «заклинать». Бонские божества и духи включаются в буддийский пантеон в качестве защитников веры.

В новое учение вошли также многие положения религии «бон», например, поклонение Ламе явно связано с бонским отождествлением жреца и бога. Священное писание ламаизма — Ламрим (Великий путь по ступеням мудрости) — содержит обобщение буддизма, просуществовавшего два тысячелетия. В этом писании подчеркнута исключительная роль лам в деле спасения буддизма, а также определена их иерархия. В ламаистской иерархии есть два высших звания — далай-ламы («лама, великий, как океан») и панчен-ламы («лама, воплощающий великое сокровище учения»).

В XVI веке ламаизм стал распространяться в Монголии, а в XVII–XVIII веках проник на территорию России — в Бурятию, Туву и Калмыкию, где существует и поныне.
#7
Фигура божества
#6
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Фигура божества

Время создания
вторая половина XIX века
Место создания
предположительно Тибет или Монголия
Размер
16,2x15,2x7,2 см
Техника
бронза; позолота, окраска
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%