Одним из распространенных видов русского художественного ремесла являлось производство облицовочных керамических материалов, в том числе изразцов. Их изготавливали путем оттиска в деревянных формах, посыпанных песком.
Большинство мастерских находилось в Москве и ее окрестностях. Для облицовки печей в XVII веке использовали красноглиняные изразцы. Изображение на них было рельефным. Среди сюжетов преобладали сцены охоты, изображения воинов, осаждающих крепость, или фантастических животных — птицы Сирин, единорога, грифа, химеры и других. Крепили изразцы только на кирпичную печь прямоугольной формы — типа «голландской». Такая печь была дорогой и стояла в домах обеспеченных людей.
В Сибири изразцовые печи получили распространение во второй половине XVII века. Собственного производства кирпича и облицовочных материалов здесь не было до начала XVIII века. Изразец, найденный при раскопках Кузнецкого острога, был изготовлен в мастерских Троице-Сергиева монастыря под Москвой во второй половине XVII века. На нем в широкой рамке с растительным орнаментом изображен единорог — символ целомудрия, духовной чистоты и поиска. В Кузнецке печь с подобным изразцом могла стоять в доме воеводы. Остальные горожане довольствовались глинобитными печами без облицовки.
Большинство мастерских находилось в Москве и ее окрестностях. Для облицовки печей в XVII веке использовали красноглиняные изразцы. Изображение на них было рельефным. Среди сюжетов преобладали сцены охоты, изображения воинов, осаждающих крепость, или фантастических животных — птицы Сирин, единорога, грифа, химеры и других. Крепили изразцы только на кирпичную печь прямоугольной формы — типа «голландской». Такая печь была дорогой и стояла в домах обеспеченных людей.
В Сибири изразцовые печи получили распространение во второй половине XVII века. Собственного производства кирпича и облицовочных материалов здесь не было до начала XVIII века. Изразец, найденный при раскопках Кузнецкого острога, был изготовлен в мастерских Троице-Сергиева монастыря под Москвой во второй половине XVII века. На нем в широкой рамке с растительным орнаментом изображен единорог — символ целомудрия, духовной чистоты и поиска. В Кузнецке печь с подобным изразцом могла стоять в доме воеводы. Остальные горожане довольствовались глинобитными печами без облицовки.