Бронзовую фигуру птицы нашли в 2013 году во время археологических раскопок городища Тимирязево III. Экспедицией, которую организовал Музей города Северска, руководил археолог Дмитрий Рыбаков.
Исследователи относят памятник к кулайской археологической культуре. Он датируется IV— первой половиной V века нашей эры. Кулайской археологическую культуру назвали по месту нахождения бронзового котла с отливками из бронзы и серебра на горе Кулайке. Кулайское культовое место расположено в Чаинском районе Томской области.
Мастер отлил бронзовую фигуру птицы в фас, ее крылья опущены, а лапы плотно сжаты. У нее крепкий клюв средней длины, по бокам от него находятся два глаза в виде желобков. На широкой груди выдавлено углубление в форме капли. Оперение мастер изобразил наклонными и вертикальными линиями, а хвост декорировал тремя дополнительными желобками, один из которых украсил кантом.
Кулайская культура сложилась в V веке до нашей эры и просуществовала тысячу лет. Племена кулайцев жили в таежной зоне Томской области. В III веке до нашей эры из-за похолодания они переместились на юг и дошли до горнолесных районов Алтая. В середине I тысячелетия нашей эры кулайцы мигрировали в направлениях Салехарда, Барнаула, Тары и Ачинска.
Племена вели комплексное хозяйство, основными их занятиями были охота и рыболовство. Поэтому поселения они возводили вблизи водоемов, а городища со сложной оборонительной системой рвов и валов строили на высоких, естественно защищенных местах.
У кулайской культуры существовал ряд отличительных особенностей. Племена оснащали стрелы особыми ракетообразными наконечниками и украшали предметы быта штампом «уточка» — орнаментом в форме прямых зигзагов. Но самой характерной и узнаваемой особенностью культуры было ажурное литье: изделия из бронзы изготавливали в специальных формах.
Раннее кулайское литье было «скелетным»: мастера обязательно изображали ребра и линию позвоночника. Часто внутри скелетной основы отливали сердце или аорту в виде овала, круга или треугольника. Эти элементы, по представлению кулайцев, были вместилищем души, знаком живого существа. Позже, когда литье стало сплошным, а стиль изображения изменился, эти элементы, по традиции, продолжали обозначать на фигурках.
Исследователи относят памятник к кулайской археологической культуре. Он датируется IV— первой половиной V века нашей эры. Кулайской археологическую культуру назвали по месту нахождения бронзового котла с отливками из бронзы и серебра на горе Кулайке. Кулайское культовое место расположено в Чаинском районе Томской области.
Мастер отлил бронзовую фигуру птицы в фас, ее крылья опущены, а лапы плотно сжаты. У нее крепкий клюв средней длины, по бокам от него находятся два глаза в виде желобков. На широкой груди выдавлено углубление в форме капли. Оперение мастер изобразил наклонными и вертикальными линиями, а хвост декорировал тремя дополнительными желобками, один из которых украсил кантом.
Кулайская культура сложилась в V веке до нашей эры и просуществовала тысячу лет. Племена кулайцев жили в таежной зоне Томской области. В III веке до нашей эры из-за похолодания они переместились на юг и дошли до горнолесных районов Алтая. В середине I тысячелетия нашей эры кулайцы мигрировали в направлениях Салехарда, Барнаула, Тары и Ачинска.
Племена вели комплексное хозяйство, основными их занятиями были охота и рыболовство. Поэтому поселения они возводили вблизи водоемов, а городища со сложной оборонительной системой рвов и валов строили на высоких, естественно защищенных местах.
У кулайской культуры существовал ряд отличительных особенностей. Племена оснащали стрелы особыми ракетообразными наконечниками и украшали предметы быта штампом «уточка» — орнаментом в форме прямых зигзагов. Но самой характерной и узнаваемой особенностью культуры было ажурное литье: изделия из бронзы изготавливали в специальных формах.
Раннее кулайское литье было «скелетным»: мастера обязательно изображали ребра и линию позвоночника. Часто внутри скелетной основы отливали сердце или аорту в виде овала, круга или треугольника. Эти элементы, по представлению кулайцев, были вместилищем души, знаком живого существа. Позже, когда литье стало сплошным, а стиль изображения изменился, эти элементы, по традиции, продолжали обозначать на фигурках.