Хорей — это деревянный шест длиной до пяти метров с костяной или деревянной пуговкой на конце. Его используют для управления оленями в упряжке наряду с вожжами и командами голосом. Слово «хорей» происходит от ненецкого «харед» — «погоняй». В прошлом на другом конце хорея было надето железное копье — шест служил как дополнительное оружие в дороге. На фотографии из Пуровского музея представлен коренной житель Ямало-Ненецкого автономного округа В.Е. Пяк, который изготавливает шест-хорей на стойбище.
Все народы Севера, от Скандинавии до Якутии, используют для передвижения нарты, запряженные оленями. Нарты — это легкие деревянные сани с простой и надежной конструкцией, которая не менялась более тысячи лет. Нарты собирают без гвоздей и шурупов путем врезки и крепления лозой и сухожилиями. Сломанные нарты не выбрасывают, а заменяют сломавшуюся деталь, потому как дерево на Ямале — материал ценный и редкий. На нартах северяне передвигаются круглый год — зимой по снегу и льду, а летом и осенью по гладкому ягелю, белому оленьему мху.
Ненцы — кочевой народ, они часто переезжают с места на место в поисках лучшего пастбища для домашних оленей и мест для рыболовного промысла. Свой складной дом, чум из длинных жердей и оленьих шкур, а также весь хозяйственный скарб ненцы распределяют на нартах в строгом порядке. Поезд из пяти-шести нарт называют «аргиш», а средний вес одной нагруженной нарты — 200 килограмм.
В нарты запрягают от двух до семи оленей «веером». В сутки они могут пройти до 250 километров, двигаясь со скоростью 15 км в час. Для езды в упряжке выбирают самых спокойных, выносливых и крепких оленей, которых начинают обучать с года. Оленья упряжь сшита из кожи, металла и кости, ее делают одновременно прочной и мягкой, чтобы выдержать тяговую силу северных оленей, но не навредить им.
Все народы Севера, от Скандинавии до Якутии, используют для передвижения нарты, запряженные оленями. Нарты — это легкие деревянные сани с простой и надежной конструкцией, которая не менялась более тысячи лет. Нарты собирают без гвоздей и шурупов путем врезки и крепления лозой и сухожилиями. Сломанные нарты не выбрасывают, а заменяют сломавшуюся деталь, потому как дерево на Ямале — материал ценный и редкий. На нартах северяне передвигаются круглый год — зимой по снегу и льду, а летом и осенью по гладкому ягелю, белому оленьему мху.
Нарты делятся на грузовые и легковые, мужские и женские, а также ручные, детские, священные, гоночные, закрытые и открытые. Грузовые нарты более длинные, с мощными полозьями, часто с бортами и коробами. Детские нарты по размеру самые маленькие, с детские железные санки. Ручные нарты берут с собой охотники, которые сами тянут сани с оружием и добычей с помощью кожаного ремня на груди.
Ненцы — кочевой народ, они часто переезжают с места на место в поисках лучшего пастбища для домашних оленей и мест для рыболовного промысла. Свой складной дом, чум из длинных жердей и оленьих шкур, а также весь хозяйственный скарб ненцы распределяют на нартах в строгом порядке. Поезд из пяти-шести нарт называют «аргиш», а средний вес одной нагруженной нарты — 200 килограмм.
В нарты запрягают от двух до семи оленей «веером». В сутки они могут пройти до 250 километров, двигаясь со скоростью 15 км в час. Для езды в упряжке выбирают самых спокойных, выносливых и крепких оленей, которых начинают обучать с года. Оленья упряжь сшита из кожи, металла и кости, ее делают одновременно прочной и мягкой, чтобы выдержать тяговую силу северных оленей, но не навредить им.