«Насколько охватывает глаз — везде олени, оленей у него не сосчитать», — так издавна говорили, желая подчеркнуть благосостояние ненца. Человек охотится на оленя сотни тысяч лет, но после одомашнивания животного оленеводство стало основой выживания большинства северных народов. В переводе с ненецкого языка название оленя означает «дающий жизнь». Олень обеспечивает человека всем необходимым: пищей, одеждой, лекарствами, — а человек кочует с места на место в поисках новых пастбищ для оленя.
В советское время на развитие оленеводства повлияла и социально-экономическая политика государства. В 1990-е годы оленеводам было вновь разрешено иметь собственные стада.
Был рассчитан минимум поголовья, необходимый для нужд одной семьи, — это 200–250 оленей. Если оленей было меньше, стадо неизбежно сокращалось, так как владелец был вынужден забивать животных.
Богатые оленеводы владеют стадами в 1000–1500 голов. Лесные ненцы редко объединяют оленей в большие стада, но летом передают свое поголовье крупным оленеводам на выпас. В этом случае семья остается на месте и занимается выловом рыбы. Улов делят с пастухами, которые ушли со стадом на летние пастбища.
Оленеводство ненцев всегда находилось в большой зависимости от природы. Много животных гибло от гололедицы, столкновений с хищниками и дикими оленями, эпидемий сибирской язвы и ящура. Летом олени умирали от гнуса и личинок паразитов, которые насекомые откладывали оленям в нос, под кожу и в носоглотку. Показатели улучшились после начала вакцинации оленей и появления новых лекарств.
Значение оленеводства для северных народов сложно переоценить. Оленьи упряжки — это главный и часто единственно возможный способ передвижения по заснеженной тундре. Из шкур оленей ненцы шьют одежду и обувь, а также стены для переносного дома — чума. От оленей люди получают пищу: мясо, молоко, жир, кровь и костный мозг. Оленьи рога использовали для варки клея, изготовления костяных частей упряжи, рукояток ножей и лекарств. Сухожилия оленей заменяют нити для шитья, а мягкие шкуры и ворс — детские пеленки. Многие северные народы живут старинным самобытным укладом до сих пор.
В советское время на развитие оленеводства повлияла и социально-экономическая политика государства. В 1990-е годы оленеводам было вновь разрешено иметь собственные стада.
Был рассчитан минимум поголовья, необходимый для нужд одной семьи, — это 200–250 оленей. Если оленей было меньше, стадо неизбежно сокращалось, так как владелец был вынужден забивать животных.
Богатые оленеводы владеют стадами в 1000–1500 голов. Лесные ненцы редко объединяют оленей в большие стада, но летом передают свое поголовье крупным оленеводам на выпас. В этом случае семья остается на месте и занимается выловом рыбы. Улов делят с пастухами, которые ушли со стадом на летние пастбища.
Оленеводство ненцев всегда находилось в большой зависимости от природы. Много животных гибло от гололедицы, столкновений с хищниками и дикими оленями, эпидемий сибирской язвы и ящура. Летом олени умирали от гнуса и личинок паразитов, которые насекомые откладывали оленям в нос, под кожу и в носоглотку. Показатели улучшились после начала вакцинации оленей и появления новых лекарств.
Значение оленеводства для северных народов сложно переоценить. Оленьи упряжки — это главный и часто единственно возможный способ передвижения по заснеженной тундре. Из шкур оленей ненцы шьют одежду и обувь, а также стены для переносного дома — чума. От оленей люди получают пищу: мясо, молоко, жир, кровь и костный мозг. Оленьи рога использовали для варки клея, изготовления костяных частей упряжи, рукояток ножей и лекарств. Сухожилия оленей заменяют нити для шитья, а мягкие шкуры и ворс — детские пеленки. Многие северные народы живут старинным самобытным укладом до сих пор.