Шитье национального костюма и предметов быта занимает одно из главных мест в традиционной культуре народов Севера. Девочки с малых лет знакомятся с разными видами изделий и техник, перенимают мастерство у бабушек и матерей. В семь лет девочка получает свою собственную сумочку для швейных принадлежностей — тутчан. Выходя замуж, девушка берет с собой рукодельный мешочек и игольник. Если у молодой жены нет тутчана, значит, она ушла из родного дома не по своей воле.
Игольницы шьют из цветного сукна, ситца и сатина, ткань хозяйка всегда выбирает яркую. Все лоскутки и обрезки от пошива одежды мастерицы не выбрасывают, а расшивают ими мелкие предметы. Игольницу шили и дарили не для красоты, а для практического использования и как талисман хозяйки дома.
Овальная игольница из экспозиции Пуровского музея принадлежала рукодельнице народа ханты. Она сшита из красного сукна и окаймлена ровдугой — сыромятной кожей с кисточками. В центре пришита полоска сукна контрастных цветов — она образует рабочую поверхность игольницы, которую называют «глаз» или «сердце».
Внутренний край ровдуги и суконные орнаменты украшены бисерной нитью в желто-красной палитре. Для оборотной стороны игольницы обычно используют тонкую брюшную оленью кожу «хон нюр» — кожу живота. Также применяют мех с кудряшками, взятый с задней части старой шубы, сукно, ровдугу, брезентовую ткань или искусственную кожу. Вся поверхность прошивается мелкими стежками, похожими на следы, — «шажки оленей». Шов с рабочей стороны игольницы еле заметен, а с задней части крупные строчки идут рядами по кругу или поперек. Считается, что «чем больше стежков, тем богаче оленями будет мастерица».
Когда игольницу не используют, ее складывают в виде конвертика и перевязывают ровдужным ремешком. Женщины народа ханты стараются не показывать свои игольницы из опасения, что их мастерство сглазят. Хранению иглы люди традиционной культуры придают особое значение: это главное орудие труда хозяйки дома. Кроме утилитарной функции, игла имеет и семантическое значение как символ женского начала.
Игольницы шьют из цветного сукна, ситца и сатина, ткань хозяйка всегда выбирает яркую. Все лоскутки и обрезки от пошива одежды мастерицы не выбрасывают, а расшивают ими мелкие предметы. Игольницу шили и дарили не для красоты, а для практического использования и как талисман хозяйки дома.
Овальная игольница из экспозиции Пуровского музея принадлежала рукодельнице народа ханты. Она сшита из красного сукна и окаймлена ровдугой — сыромятной кожей с кисточками. В центре пришита полоска сукна контрастных цветов — она образует рабочую поверхность игольницы, которую называют «глаз» или «сердце».
Внутренний край ровдуги и суконные орнаменты украшены бисерной нитью в желто-красной палитре. Для оборотной стороны игольницы обычно используют тонкую брюшную оленью кожу «хон нюр» — кожу живота. Также применяют мех с кудряшками, взятый с задней части старой шубы, сукно, ровдугу, брезентовую ткань или искусственную кожу. Вся поверхность прошивается мелкими стежками, похожими на следы, — «шажки оленей». Шов с рабочей стороны игольницы еле заметен, а с задней части крупные строчки идут рядами по кругу или поперек. Считается, что «чем больше стежков, тем богаче оленями будет мастерица».
Когда игольницу не используют, ее складывают в виде конвертика и перевязывают ровдужным ремешком. Женщины народа ханты стараются не показывать свои игольницы из опасения, что их мастерство сглазят. Хранению иглы люди традиционной культуры придают особое значение: это главное орудие труда хозяйки дома. Кроме утилитарной функции, игла имеет и семантическое значение как символ женского начала.