#3
Адриан ван Остаде
Оратор
#4
#2
Живописец, рисовальщик и офортист Адриан ван Остаде работал в одно время с Рембрандтом — их считают крупнейшими мастерами офорта XVII века. Остаде — представитель гарлемской школы. В 17 лет он пошел учиться и работать в мастерскую Франса Хальса, а через шесть лет вступил в гарлемскую гильдию живописцев. Под влиянием художника Адриана Браувера Остаде заинтересовался бытовым жанром. Остаде писал и гравировал сцены из жизни голландских крестьян и ремесленников. В его произведениях есть и танцы, и драки, и работа, и выпивка, но нет агрессии и жестокости. Его персонажи незатейливы и грубоваты, как их повседневная жизнь, однако выписаны с симпатией и юмором.
#5
Творческий путь
#6
Творчество Остаде принято делить на три периода. Первый, ранний — едкий и ироничный, грубоватый в деталях и берущий многое у Хальса и Браувера. От последнего он перенял резкие контрасты в светотени и экспрессивность образов. Позже Остаде смягчил юмор и добавил к экспериментам со светом и тенями полутона. В этот второй период в его палитре преобладали серые, синие, коричневые и бледно-красные оттенки. В позднем творчестве под влиянием Рембрандта картины художника стали светлее и мягче, палитра потеплела. В офортах третьего периода Остаде избегал твердых линий и определенных контуров. Массой нацарапанных без всякого плана штрихов он моделировал свет, с помощью которого формы будто проступали из темного фона. На гравюрах получались легкие, прозрачные тени, пластика и четкие детали.
#7
Сюжет гравюры «Оратор»
#8
Гравюра «Оратор», или «Гарлемские риторы», относится к позднему периоду творчества Остаде и посвящена оригинальному средневековому явлению. В Нидерландах всегда был высокий уровень грамотности, книги читали и элита общества, и простые люди. В XV веке любители литературы и театра начали собираться вместе в камерах, или палатах, риторов. Сейчас их назвали бы литературными или театральными кружками. На собраниях риторы сочиняли стихи и читали их друг другу, ставили жанровые сценки и целые пьесы. Каждый поселок организовывал свою камеру риторов, заседания проходили в здании муниципалитета или в трактирах. Участники выбирали святого покровителя, девиз и принца, делали печать и штандарт. Назывались обычно по дереву или цветку-символу, например в Лейдене были три таких палаты — «Белая акация», «Оранжевая лилия» и «Пальма».
В Реформацию выступления участников камер вызывали недовольство церкви, их подвергали гонениям, многие камеры закрыли или распустили. К 1600 году палаты существовали на юге и западе страны, а к концу XVII века остались только в деревнях как пережиток прошлого.
В Реформацию выступления участников камер вызывали недовольство церкви, их подвергали гонениям, многие камеры закрыли или распустили. К 1600 году палаты существовали на юге и западе страны, а к концу XVII века остались только в деревнях как пережиток прошлого.
#9
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств (ГМИИ)
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Оратор
Время создания
XVII век
Размер
24,5x19,5 см
Техника
Бумага верже, офорт
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться