Картинам художников-этнофутуристов свойственно переосмысление исторического наследия с учетом современных культурных традиций. Александр Иванов был одним из тех, кто стоял у истоков этнофутуристического направления. Еще во время учебы в Московском высшем художественно-промышленном училище он начал изучать финно-угорский орнамент, пермский звериный стиль, принимал участие в археологических экспедициях. Поэтому в его картинах встречаются элементы орнамента, чаще всего древнего, геометрического, мотивы пермского звериного стиля — соединение в одном образе частей тел человека, животных, птиц и фантастических существ.
В картине «Древо жизни» Александр Иванов предлагает символический вариант развития финно-угорских народов из одних корней. Идея картины не нова: еще в XVII веке художник Симон Ушаков написал картину «Насаждение древа государства Российского», а Иванов несколько интерпретировал ее согласно собственному замыслу. В кроне древа жизни Иванов показывает женские и мужские фигуры в национальной одежде. В основании ствола — две фигуры прародителей, далее фигуры множатся и, расходясь веером, заполняют всю крону. Их количество — 22 фигуры — равно количеству финно-угорских народов, проживающих в настоящее время в мире. Это и есть древо жизни финно-угорских народностей.
Картина Александра Иванова показывает зрителям, как построено пространство в мифологическом мире. В центре его — Мировое древо, или древо жизни, оно и порождает вокруг себя Вселенную. По вертикали оно формирует три уровня: корни — Нижний мир, мир предков; ствол — Средний мир, земной, человеческий; ветви — Верхний мир, мир небесных богов. В картине Александра Иванова взгляд зрителя фиксируется на кроне, то есть на верхнем, духовном мире. Фигурки людей с птичьими крыльями отсылают зрителя к артефактам литья эпохи неолита, среди которых встречаются фигурки птиц в виде литых бляшек, полых фигурок и шумящих подвесок.
Древо жизни на картине — сакральный центр мира. В психологическом плане оно символизирует целостность подсознания (корни), сознания (ствол) и сверхсознания (ветви).
В картине «Древо жизни» Александр Иванов предлагает символический вариант развития финно-угорских народов из одних корней. Идея картины не нова: еще в XVII веке художник Симон Ушаков написал картину «Насаждение древа государства Российского», а Иванов несколько интерпретировал ее согласно собственному замыслу. В кроне древа жизни Иванов показывает женские и мужские фигуры в национальной одежде. В основании ствола — две фигуры прародителей, далее фигуры множатся и, расходясь веером, заполняют всю крону. Их количество — 22 фигуры — равно количеству финно-угорских народов, проживающих в настоящее время в мире. Это и есть древо жизни финно-угорских народностей.
Картина Александра Иванова показывает зрителям, как построено пространство в мифологическом мире. В центре его — Мировое древо, или древо жизни, оно и порождает вокруг себя Вселенную. По вертикали оно формирует три уровня: корни — Нижний мир, мир предков; ствол — Средний мир, земной, человеческий; ветви — Верхний мир, мир небесных богов. В картине Александра Иванова взгляд зрителя фиксируется на кроне, то есть на верхнем, духовном мире. Фигурки людей с птичьими крыльями отсылают зрителя к артефактам литья эпохи неолита, среди которых встречаются фигурки птиц в виде литых бляшек, полых фигурок и шумящих подвесок.
Древо жизни на картине — сакральный центр мира. В психологическом плане оно символизирует целостность подсознания (корни), сознания (ствол) и сверхсознания (ветви).