Гадания были одним из основных развлечений на зимних святках. Так называли период из праздничных дней, длившийся «от звезды до воды» — от Рождества Христова до Крещения Господня. Считалось, что в это время граница между миром людей и духов размывалась, и можно было задать потусторонним силам любой вопрос.
На святки гадали в основном на будущий урожай и на важные события грядущего года. Многие девушки с помощью нечистой силы хотели заглянуть в будущее и узнать, кого судьба пошлет им в мужья.
На этом обычае, а также отчасти на сюжете немецкой романтической баллады Готфрида Бюргера «Ленора», основана баллада поэта и переводчика Василия Жуковского «Светлана», которую он впервые напечатал в 1813 году и посвятил своей племяннице Александре Воейковой.
Героиня поэмы Светлана по подсказке подружек садится погадать — узнать судьбу своего жениха, от которого год не было никаких вестей. Жених приходит на зов и везет Светлану на венчание, которое на самом деле оказывается похоронным обрядом. Светлана понимает, что ее друг — мертвец, и просыпается.
Картину «Светлана» художник Александр Новоскольцев написал в 1889 году. На холсте он изобразил молодую девушку в традиционном русском костюме — красном сарафане, надетом на белую рубашку.
В темной комнате, освещенной двумя свечами, девушка гадает. В руках она держит небольшое овальное зеркало и направляет его на большое зеркало в резной деревянной раме. В старину верили, что если хорошо присмотреться, то в бесконечном коридоре из отражений можно было увидеть жениха.
Эту работу можно отнести к бытовому жанру. Как один из самостоятельных видов изобразительного искусства он стал развиваться довольно поздно — во второй половине XIX века, когда на смену классическому и романтическому направлению пришел реализм. Часто героями бытовых картин становились простые люди — крестьяне, мещане, ремесленники, которые занимались повседневными делами.
Художник Александр Новоскольцев, мастер бытового жанра, родился в 1853 году в Воронежской губернии. Он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а после поступил в натурный класс петербургской Академии художеств. За картину «Святой Сергий благословляет Дмитрия Донского на битву и отпускает с ним двух иноков» в 1882 году он получил большую золотую медаль и звание классного художника I степени.
В том же году Александр Новоскольцев отправился в пенсионерскую поездку в Европу. Некоторые из его работ, выполненные в это время, стали собственностью Великого князя Владимира Александровича, президента Академии художеств.
В 1889 году Новоскольцев получил звание академика за картину «Последние минуты митрополита Филиппа». Кроме работ бытового жанра, он писал эскизы для храмовых мозаик, иконы и картины на религиозные темы.
На святки гадали в основном на будущий урожай и на важные события грядущего года. Многие девушки с помощью нечистой силы хотели заглянуть в будущее и узнать, кого судьба пошлет им в мужья.
На этом обычае, а также отчасти на сюжете немецкой романтической баллады Готфрида Бюргера «Ленора», основана баллада поэта и переводчика Василия Жуковского «Светлана», которую он впервые напечатал в 1813 году и посвятил своей племяннице Александре Воейковой.
Героиня поэмы Светлана по подсказке подружек садится погадать — узнать судьбу своего жениха, от которого год не было никаких вестей. Жених приходит на зов и везет Светлану на венчание, которое на самом деле оказывается похоронным обрядом. Светлана понимает, что ее друг — мертвец, и просыпается.
Картину «Светлана» художник Александр Новоскольцев написал в 1889 году. На холсте он изобразил молодую девушку в традиционном русском костюме — красном сарафане, надетом на белую рубашку.
В темной комнате, освещенной двумя свечами, девушка гадает. В руках она держит небольшое овальное зеркало и направляет его на большое зеркало в резной деревянной раме. В старину верили, что если хорошо присмотреться, то в бесконечном коридоре из отражений можно было увидеть жениха.
Эту работу можно отнести к бытовому жанру. Как один из самостоятельных видов изобразительного искусства он стал развиваться довольно поздно — во второй половине XIX века, когда на смену классическому и романтическому направлению пришел реализм. Часто героями бытовых картин становились простые люди — крестьяне, мещане, ремесленники, которые занимались повседневными делами.
Художник Александр Новоскольцев, мастер бытового жанра, родился в 1853 году в Воронежской губернии. Он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а после поступил в натурный класс петербургской Академии художеств. За картину «Святой Сергий благословляет Дмитрия Донского на битву и отпускает с ним двух иноков» в 1882 году он получил большую золотую медаль и звание классного художника I степени.
В том же году Александр Новоскольцев отправился в пенсионерскую поездку в Европу. Некоторые из его работ, выполненные в это время, стали собственностью Великого князя Владимира Александровича, президента Академии художеств.
В 1889 году Новоскольцев получил звание академика за картину «Последние минуты митрополита Филиппа». Кроме работ бытового жанра, он писал эскизы для храмовых мозаик, иконы и картины на религиозные темы.