Ефим Михайлович Чепцов родился в селе Медвенка Курской губернии в 1874 году. Отец его был маляром и иконописцем. Окончив рисовальную школу при Киево-Печерской Лавре, Чепцов с семьей переезжает в Петербург в 1895, где посещает художественную студию М. Тенишевой (1901—1904). В составе группы учеников студии он отправляется во Флоренцию, где расписывает церковь Св. Николая. В 1905—1911 учится в Петербургской Академии художеств у В. Савинского, Я. Ционглинского, В. Маковского. Его одаренность, уверенную живописную манеру отмечали сокурсники и преподаватели, сравнивали его с молодым И. Репиным. В 1911 году за картину «У доктора» Чепцов получает звание художника и право на заграничную командировку. Он посещает художественные музеи Берлина, Вены, Парижа, Флоренции, Рима, а затем поселяется на острове Капри. Чепцов был премирован Академией вторичной поездкой в Италию, а также в Голландию и Бельгию. После возвращения в Россию в 1914 году жил в Петербурге, но на лето переезжал на родину в Медвенку, где делал многочисленные натурные этюды и зарисовки.
В Италии в полной мере раскрылся живописный талант Е.М. Чепцова. Он покрывает блокноты многочисленными зарисовками, пишет работы этюдного характера в свободной живописной манере. К этому периоду относится и работа «Итальянский мотив» 1913. В импрессионистической манере Е.М. Чепцов запечатлел уличную сценку: люди толпятся возле прилавка на импровизированном рынке. Спонтанное, несколько хаотичное действо происходит в тени деревьев на мощеной набережной вдоль реки. Обобщенное название картины и неясные фрагменты архитектуры не дают возможности точно локализовать место. Это может быть набережная Тибра с платанами и «вечный город» Рим, но яркая цветная полоса слева намекает, скорее, на Неаполь и воду залива.
После революции живописная манера Е.М. Чепцова претерпела заметные изменения под воздействием тематических предпочтений советской власти. Ко времени провозглашения курса на соцреализм, от широкого мазка, свободной манеры, импрессионистического подхода мало что осталось. На такую эволюцию стиля художник шел вполне осознанно, понимая и принимая предназначение искусства в новых исторических реалиях.
В Италии в полной мере раскрылся живописный талант Е.М. Чепцова. Он покрывает блокноты многочисленными зарисовками, пишет работы этюдного характера в свободной живописной манере. К этому периоду относится и работа «Итальянский мотив» 1913. В импрессионистической манере Е.М. Чепцов запечатлел уличную сценку: люди толпятся возле прилавка на импровизированном рынке. Спонтанное, несколько хаотичное действо происходит в тени деревьев на мощеной набережной вдоль реки. Обобщенное название картины и неясные фрагменты архитектуры не дают возможности точно локализовать место. Это может быть набережная Тибра с платанами и «вечный город» Рим, но яркая цветная полоса слева намекает, скорее, на Неаполь и воду залива.
После революции живописная манера Е.М. Чепцова претерпела заметные изменения под воздействием тематических предпочтений советской власти. Ко времени провозглашения курса на соцреализм, от широкого мазка, свободной манеры, импрессионистического подхода мало что осталось. На такую эволюцию стиля художник шел вполне осознанно, понимая и принимая предназначение искусства в новых исторических реалиях.