Считается, что икона «Иона во чреве кита» раньше хранилась в тобольском храме Воскресения Христова — в народе его называли церковью святых праведных Захария и Елисаветы, по имени одного из приделов. В музей образ попал из городской тюрьмы. Это один из вариантов образа, связанного с библейским сюжетом о пророке Ионе. В Священном Писании говорится, что Бог велел Ионе идти в город Ниневию и проповедовать там. Но пророк ослушался и отправился на корабле в совсем другое место. На море поднялась сильная буря, Иона решил, что это гнев Бога за его ослушание, и попросил моряков, чтобы те бросили его в море. Там пророка проглотил огромный кит, а через три дня изверг на сушу недалеко от Ниневии живым и невредимым.
В центре иконы располагается крупное изображение кита с огромной пастью, его ноздри раздуты, а глаза широко распахнуты. На заднем плане слева виден тонущий корабль и фигурки людей в бурном море. Справа изображен город с высокими башнями.
На переднем плане образа неизвестный художник разместил фигуру самого Ионы, который поднимается с земли. Песчаный берег вокруг него покрыт небольшими островками зелени, в левой части видна сломанная бурей ветка.
История пророка Ионы — довольно редкий сюжет в православной иконописи. Но его образ часто встречается в творчестве знаменитых художников: Микеланджело, Тинторетто, Гюстава Доре. Изображали пророка и в средневековых рукописях — немецких, греческих и даже иранских. В исламе Иону почитают под именем Юнус и считают, что он проповедовал в Ниневии веру в единого бога.
Современные теологи предполагают, что три дня, которые Иона провел во чреве кита, — ветхозаветный прообраз трех дней между казнью и воскресением Христа, когда его тело находилось в усыпальнице. А некоторые ученые пытаются установить, насколько правдоподобна история Ионы и какое морское животное могло его проглотить, а потом вернуть на сушу живым. В Писании упоминается кит, но настоящие киты не способны глотать крупную добычу: у них слишком узкое горло.
В центре иконы располагается крупное изображение кита с огромной пастью, его ноздри раздуты, а глаза широко распахнуты. На заднем плане слева виден тонущий корабль и фигурки людей в бурном море. Справа изображен город с высокими башнями.
На переднем плане образа неизвестный художник разместил фигуру самого Ионы, который поднимается с земли. Песчаный берег вокруг него покрыт небольшими островками зелени, в левой части видна сломанная бурей ветка.
История пророка Ионы — довольно редкий сюжет в православной иконописи. Но его образ часто встречается в творчестве знаменитых художников: Микеланджело, Тинторетто, Гюстава Доре. Изображали пророка и в средневековых рукописях — немецких, греческих и даже иранских. В исламе Иону почитают под именем Юнус и считают, что он проповедовал в Ниневии веру в единого бога.
Современные теологи предполагают, что три дня, которые Иона провел во чреве кита, — ветхозаветный прообраз трех дней между казнью и воскресением Христа, когда его тело находилось в усыпальнице. А некоторые ученые пытаются установить, насколько правдоподобна история Ионы и какое морское животное могло его проглотить, а потом вернуть на сушу живым. В Писании упоминается кит, но настоящие киты не способны глотать крупную добычу: у них слишком узкое горло.
Исследователи предположили, что это мог быть кашалот или косатка. В доказательство этой гипотезы приводят случай, который произошел в XIX веке у Фолклендских островов. Китобойную шлюпку корабля «Звезда Востока» потопил гигантский кашалот, один из членов команды — Джеймс Бартли — пропал без вести. Животное, раненное гарпуном, вскоре погибло, и моряки подняли его тушу на борт «Звезды Востока». Когда они стали разделывать кашалота, то в его желудке нашли своего пропавшего товарища — без сознания, но живого. Бартли не пострадал физически, однако из-за желудочного сока кашалота его кожа стала неестественно белой.