В собрании Архиерейского дома хранится икона «Богоматерь Знамение» из Иоанно-Введенского монастыря. Образ относится к традиционному иконописному типу «Оранта», или «Молящаяся»: по этому канону Богородицу изображали по пояс, с поднятыми в молитве руками и открытыми ладонями, развернутыми вверх. На груди Девы Марии в круглом медальоне написан Христос — но не младенец, как на других иконах, а отрок, то есть ребенок старше семи лет. Такой тип изображения Иисуса называли «Эммануил» — от еврейского выражения, которое переводится как «с нами Бог». Одна рука Христа поднята в жесте благословения, в другой он держит свиток.
Верхнее поле иконы изготовлено из золотисто-коричневой атласной ткани. На нем по бокам от фигуры Богоматери вышиты буквы — сокращения от греческих слов, обозначавших «Матерь Бога». Над буквами располагаются титла — изогнутые надстрочные знаки, при помощи которых в церковнославянских текстах обозначали сокращения.
Нимбы и одеяния Христа и Богородицы выполнены в технике золотного шитья. Этим старинным способом рукоделия владели в основном монастырские мастерицы, чаще всего женщины из знатного сословия, которые стали послушницами. Узорами из золотых и серебряных нитей украшали детали икон, парадные облачения священнослужителей, храмовые занавеси, закладки для Евангелия. Золотошвеек обучали около семи лет. В работе они использовали не только металлизированные нити, но и жемчуг, полудрагоценные камни, тесьму.
Иоанно-Введенский женский монастырь, где изготовили икону, появился в середине XVII и прославился своими золотошвейными и художественными мастерскими далеко за пределами Сибири. В нем шили церковное облачение, вышивали хоругви и плащаницы, писали иконы и изготавливали драгоценные оклады для них. Готовые изделия чаще всего продавали на Ирбитской ярмарке — одной из самых крупных в Российской империи. Иногда в обитель поступали и частные заказы для высокопоставленных дворян. А в 1891 году, когда Тобольск посетил цесаревич Николай Александрович, ему преподнесли шитый золотом образ Почаевской Божией Матери.
Верхнее поле иконы изготовлено из золотисто-коричневой атласной ткани. На нем по бокам от фигуры Богоматери вышиты буквы — сокращения от греческих слов, обозначавших «Матерь Бога». Над буквами располагаются титла — изогнутые надстрочные знаки, при помощи которых в церковнославянских текстах обозначали сокращения.
Нимбы и одеяния Христа и Богородицы выполнены в технике золотного шитья. Этим старинным способом рукоделия владели в основном монастырские мастерицы, чаще всего женщины из знатного сословия, которые стали послушницами. Узорами из золотых и серебряных нитей украшали детали икон, парадные облачения священнослужителей, храмовые занавеси, закладки для Евангелия. Золотошвеек обучали около семи лет. В работе они использовали не только металлизированные нити, но и жемчуг, полудрагоценные камни, тесьму.
Иоанно-Введенский женский монастырь, где изготовили икону, появился в середине XVII и прославился своими золотошвейными и художественными мастерскими далеко за пределами Сибири. В нем шили церковное облачение, вышивали хоругви и плащаницы, писали иконы и изготавливали драгоценные оклады для них. Готовые изделия чаще всего продавали на Ирбитской ярмарке — одной из самых крупных в Российской империи. Иногда в обитель поступали и частные заказы для высокопоставленных дворян. А в 1891 году, когда Тобольск посетил цесаревич Николай Александрович, ему преподнесли шитый золотом образ Почаевской Божией Матери.