Образ Иоанна Предтечи написан в первой трети XVI века. Святого Иоанна называют как Предтечей, так и Крестителем. Предтечей — потому что он пришел в мир раньше Христа и рассказывал людям о Его пришествии. Крестителем — потому что он крестил Спасителя в реке Иордан. Он считается одним из самых почитаемых святых. Сам Спаситель говорил о нём: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя».
На иконах обычно изображают святого как пустынника, в одежде из верблюжьей шерсти, называемой милотью. Это связано с описанием жизни святого в Евангелии от Луки. Уведенный в младенчестве Ангелом в пустыню, Иоанн прожил там тридцать лет отшельником, пока не был призван крестить народ израильский. Реже святого изображают в длинной рубахе с широкими рукавами (хитоне) и плаще (гиматии) — как на иконе из собрания музея, которая принадлежит к деисусному чину иконостаса.
В деисусных чинах святого изображали по-разному: как в милоти, так и в хитоне с плащом. Деисусным называется центральный ряд иконостаса, в центре которого стоит икона Иисуса Христа. По сторонам от Спасителя представлены образы святых, обращенных к Нему в молитве. В состав деисусного чина, хранящегося в музее, входят девять икон: образы Спаса Вседержителя на престоле, Богоматери и Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла, святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. Иконы святителей находятся в фондах музея.
Известно, что образ Иоанна Предтечи неоднократно реставрировали. В процессе не только восстанавливались утраты на иконе, но и записывалась авторская древняя живопись. Это было отмечено в статье 1922 года Владимира Сокола. Он обратил внимание на специфическую компоновку фигуры святого Иоанна Предтечи, посчитав, что в ходе последнего поновления реставратор изменил рисунок ног святого: обе ступни написаны прижатыми вплотную друг к другу. Но, сравнивая образы святого Иоанна Предтечи с близкими произведениями новгородского искусства, можно заметить, что подобная компоновка ног святого нередко встречается в деисусном чине и на праздничных иконах. Например, Иоанн Предтеча представлен так на свияжской иконе Сретения Господня из иконостаса Успенского собора.
Стиль икон из деисусного чина, хранящегося в музее, отличается насыщенным колоритом и вытянутыми пропорциями фигур святых. Эти приемы композиции придают иконам особую монументальность. Однако размеры чина говорят о происхождении икон из невысокого храма. Известно, что в апреле 1920 года иконы поступили в Губернский музей (ныне — Национальный музей Республики Татарстан) от Всероссийской коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины.
Сохранилось письмо искусствоведа Игоря Грабаря к своему другу Петру Дульскому, в котором сообщалось о передаче новгородского апостольского чина XV века. Позднее Петр Корнилов, заведующий отделом древнерусского искусства Центрального музея Татарской АССР, датировал этот «Деисус» XVI веком.
На иконах обычно изображают святого как пустынника, в одежде из верблюжьей шерсти, называемой милотью. Это связано с описанием жизни святого в Евангелии от Луки. Уведенный в младенчестве Ангелом в пустыню, Иоанн прожил там тридцать лет отшельником, пока не был призван крестить народ израильский. Реже святого изображают в длинной рубахе с широкими рукавами (хитоне) и плаще (гиматии) — как на иконе из собрания музея, которая принадлежит к деисусному чину иконостаса.
В деисусных чинах святого изображали по-разному: как в милоти, так и в хитоне с плащом. Деисусным называется центральный ряд иконостаса, в центре которого стоит икона Иисуса Христа. По сторонам от Спасителя представлены образы святых, обращенных к Нему в молитве. В состав деисусного чина, хранящегося в музее, входят девять икон: образы Спаса Вседержителя на престоле, Богоматери и Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла, святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. Иконы святителей находятся в фондах музея.
Известно, что образ Иоанна Предтечи неоднократно реставрировали. В процессе не только восстанавливались утраты на иконе, но и записывалась авторская древняя живопись. Это было отмечено в статье 1922 года Владимира Сокола. Он обратил внимание на специфическую компоновку фигуры святого Иоанна Предтечи, посчитав, что в ходе последнего поновления реставратор изменил рисунок ног святого: обе ступни написаны прижатыми вплотную друг к другу. Но, сравнивая образы святого Иоанна Предтечи с близкими произведениями новгородского искусства, можно заметить, что подобная компоновка ног святого нередко встречается в деисусном чине и на праздничных иконах. Например, Иоанн Предтеча представлен так на свияжской иконе Сретения Господня из иконостаса Успенского собора.
Стиль икон из деисусного чина, хранящегося в музее, отличается насыщенным колоритом и вытянутыми пропорциями фигур святых. Эти приемы композиции придают иконам особую монументальность. Однако размеры чина говорят о происхождении икон из невысокого храма. Известно, что в апреле 1920 года иконы поступили в Губернский музей (ныне — Национальный музей Республики Татарстан) от Всероссийской коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины.
Сохранилось письмо искусствоведа Игоря Грабаря к своему другу Петру Дульскому, в котором сообщалось о передаче новгородского апостольского чина XV века. Позднее Петр Корнилов, заведующий отделом древнерусского искусства Центрального музея Татарской АССР, датировал этот «Деисус» XVI веком.