Икона «Иоанн Богослов в молчании» написана во второй половине XVI века. Она происходит из местного ряда Троицкой церкви Троице-Сергиева монастыря города Свияжска.
На иконе изображен святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Он родился в Вифсаиде. Его родителями были Зеведей и Соломия. Вместе со старшим братом Иаковом он был призван Иисусом Христом к апостольскому служению, и стал свидетелем Преображения и Распятия Господня. В Апостольской Церкви он удостоился именования Богослова. В книгу Нового Завета включены от апостола Иоанна четвертое Евангелие и Откровение (или Апокалипсис) и три соборных послания.
Иконография сюжета иконы сложилась в конце XV века, когда появились первые иллюстрированные рукописи книги Апокалипсиса. В те времена в обществе возрос интерес к личности апостола Иоанна: его пророчества «о последних временах» были актуальными в эпоху оживления еретических движений и ожидания конца света. Свияжский памятник выделяется в ряду известных одноименных произведений своего времени особенностями стиля и иконографии.
Апостол представлен в момент принятия Благодати: в знак молчания он пальцами левой руки касается уст. Изображение сидящего святого Иоанна в повороте вправо редко встречается в подобной композиции: обычно художники пишут его образ повернутым в левую сторону. Еще одна особенность памятника — закрытое Евангелие в его правой руке. Чаще в этой иконографии изображается раскрытое Евангелие с текстом: «В начале было Слово». Закрытая Книга воспринимается как символ тайны Божественного Откровения. За правым плечом святого изображен Ангел с нимбом в виде восьмиконечной звезды, олицетворяющего Софию — Премудрость Божию.
Евангелист представлен в темных одеждах: в синей рубахе с широкими рукавами и зеленом плаще. Цвет одежд и фона объединены в единую цветовую гамму: этот прием помогает создать атмосферу достоверности события.
По церковному преданию, Откровение Иоанна Богослова было написано в пещере на острове Патмос. Позднее на этом месте был создан храм. Еще одна особенность иконографии иконы — изображение чернильницы в складках одеяния святого в виде необычного по архитектуре «ветхозаветного храма» — символа Небесного Иерусалима.
Впервые икона упоминается в Описи Троице-Сергиева монастыря 1641 года. В XVIII веке икона была записана масляной живописью. Ее удалили при реставрации в 1981–1985 годах в Межобластной СНРПМ объединения «Росреставрация». Оклад иконы не сохранился.
На иконе изображен святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Он родился в Вифсаиде. Его родителями были Зеведей и Соломия. Вместе со старшим братом Иаковом он был призван Иисусом Христом к апостольскому служению, и стал свидетелем Преображения и Распятия Господня. В Апостольской Церкви он удостоился именования Богослова. В книгу Нового Завета включены от апостола Иоанна четвертое Евангелие и Откровение (или Апокалипсис) и три соборных послания.
Иконография сюжета иконы сложилась в конце XV века, когда появились первые иллюстрированные рукописи книги Апокалипсиса. В те времена в обществе возрос интерес к личности апостола Иоанна: его пророчества «о последних временах» были актуальными в эпоху оживления еретических движений и ожидания конца света. Свияжский памятник выделяется в ряду известных одноименных произведений своего времени особенностями стиля и иконографии.
Апостол представлен в момент принятия Благодати: в знак молчания он пальцами левой руки касается уст. Изображение сидящего святого Иоанна в повороте вправо редко встречается в подобной композиции: обычно художники пишут его образ повернутым в левую сторону. Еще одна особенность памятника — закрытое Евангелие в его правой руке. Чаще в этой иконографии изображается раскрытое Евангелие с текстом: «В начале было Слово». Закрытая Книга воспринимается как символ тайны Божественного Откровения. За правым плечом святого изображен Ангел с нимбом в виде восьмиконечной звезды, олицетворяющего Софию — Премудрость Божию.
Евангелист представлен в темных одеждах: в синей рубахе с широкими рукавами и зеленом плаще. Цвет одежд и фона объединены в единую цветовую гамму: этот прием помогает создать атмосферу достоверности события.
По церковному преданию, Откровение Иоанна Богослова было написано в пещере на острове Патмос. Позднее на этом месте был создан храм. Еще одна особенность иконографии иконы — изображение чернильницы в складках одеяния святого в виде необычного по архитектуре «ветхозаветного храма» — символа Небесного Иерусалима.
Впервые икона упоминается в Описи Троице-Сергиева монастыря 1641 года. В XVIII веке икона была записана масляной живописью. Ее удалили при реставрации в 1981–1985 годах в Межобластной СНРПМ объединения «Росреставрация». Оклад иконы не сохранился.