Изображение исторических персонажей прослеживается в религиозном искусстве, начиная примерно с XVII века. Одним из первых помещенных на икону персоналий стал князь Андрей Боголюбский (сюжет «Явление Богоматери князю Андрею Боголюбскому»). По правилам, на иконе мог быть изображен только канонизированный Православной церковью человек.
На представленной иконе изображен Святитель Иоанн, митрополит Тобольский и Сибирский. Иоанн Максимович родился в 1651 году в Черниговской губернии. С детства он был воспитан в любви к Богу и весь свой земной путь посвятил духовному служению. Получив образование в Киевской коллегии (позднее ставшей академией), он остался в ней в должности преподавателя. В 1676 году в Киево-Печерской Лавре он был пострижен с именем Иоанн. В 1712 году стал митрополитом Тобольским и Сибирским. В качестве митрополита Иоанн много сделал для развития Православной церкви в Сибирской епархии: строил семинарии, занимался подвижничеством, прилагал усилия для открытия новых храмов. Святитель оставил много религиозных текстов: проповедей, монографий, стихов. После его смерти стали фиксироваться случаи исцеления верующих от мощей.
В феврале 1916 года было опубликовано решение Синода о его всероссийском прославлении, и вскоре столичные и другие иконописные мастерские взялись за создание изображений Иоанна. Одним из таких изображений является представленная в экспозиции икона.
Памятник интересен тем, что является образцом иконописи Урало-Сибирского региона, и был написан местным иконописцем Курганского уезда для одной из церквей. Учитывая высоту иконы в 170 сантиметров, она могла занимать центральное место в пределе, посвященном митрополиту.
Время написания иконы приходится на 1916 год, сложное время для России: нарастающие общественные волнения, Первая Мировая Война. В тот период было создано большое количество икон митрополита Иоанна, построены храмы в его прославление. Торжества прошли по всему региону, верующие обращались к святому с молитвами о скором завершении войны.
Особый интерес вызывает иконография святителя. Образ написан во время господства стиля модерн в искусстве. Иконопись, как наиболее традиционная и каноничная область, не испытала на себе его критичного влияния, однако впитала определенные стилевые черты. Святитель написан на золоченом резном фоне, что придает иконе максимальную торжественность и не отвлекает внимание от фигуры. Пропорции соблюдены в прямой, а не обратной перспективе. Сам образ человечен, обладает мягкостью, от него не веет аскезой и отстраненностью. Характерной чертой модерновых икон является изображение гладкого позема, на котором стоит изображенный. В некоторых случаях, как и в представленном, он являет собой имитацию плитки. В колорите, помимо главенствующих золотых и голубых оттенков, можно заметить мягкие переходы серебристого, зеленого и кораллового.
На представленной иконе изображен Святитель Иоанн, митрополит Тобольский и Сибирский. Иоанн Максимович родился в 1651 году в Черниговской губернии. С детства он был воспитан в любви к Богу и весь свой земной путь посвятил духовному служению. Получив образование в Киевской коллегии (позднее ставшей академией), он остался в ней в должности преподавателя. В 1676 году в Киево-Печерской Лавре он был пострижен с именем Иоанн. В 1712 году стал митрополитом Тобольским и Сибирским. В качестве митрополита Иоанн много сделал для развития Православной церкви в Сибирской епархии: строил семинарии, занимался подвижничеством, прилагал усилия для открытия новых храмов. Святитель оставил много религиозных текстов: проповедей, монографий, стихов. После его смерти стали фиксироваться случаи исцеления верующих от мощей.
В феврале 1916 года было опубликовано решение Синода о его всероссийском прославлении, и вскоре столичные и другие иконописные мастерские взялись за создание изображений Иоанна. Одним из таких изображений является представленная в экспозиции икона.
Памятник интересен тем, что является образцом иконописи Урало-Сибирского региона, и был написан местным иконописцем Курганского уезда для одной из церквей. Учитывая высоту иконы в 170 сантиметров, она могла занимать центральное место в пределе, посвященном митрополиту.
Время написания иконы приходится на 1916 год, сложное время для России: нарастающие общественные волнения, Первая Мировая Война. В тот период было создано большое количество икон митрополита Иоанна, построены храмы в его прославление. Торжества прошли по всему региону, верующие обращались к святому с молитвами о скором завершении войны.
Особый интерес вызывает иконография святителя. Образ написан во время господства стиля модерн в искусстве. Иконопись, как наиболее традиционная и каноничная область, не испытала на себе его критичного влияния, однако впитала определенные стилевые черты. Святитель написан на золоченом резном фоне, что придает иконе максимальную торжественность и не отвлекает внимание от фигуры. Пропорции соблюдены в прямой, а не обратной перспективе. Сам образ человечен, обладает мягкостью, от него не веет аскезой и отстраненностью. Характерной чертой модерновых икон является изображение гладкого позема, на котором стоит изображенный. В некоторых случаях, как и в представленном, он являет собой имитацию плитки. В колорите, помимо главенствующих золотых и голубых оттенков, можно заметить мягкие переходы серебристого, зеленого и кораллового.