Говоря о «Натюрморте со ступой» Александра Михайловича Петухова, очень непросто дать некое описательное или аналитическое определение этой работе. В творчестве художника переплелось многое: невероятный, самобытный талант и манера исполнения, владение разными техниками живописи. Не прожив и 37 лет, — художник трагически погибает, спасая тонущего сына, — он выделяется, словно яркая комета, на художественном небосклоне Зауралья.
Александр Петухов оставил после себя серьёзное и очень разнообразное графическое и живописное наследие. Окончив Свердловское художественное училище в 1963 году, художник связал свою творческую жизнь с городом Курганом. В полной мере его талант проявляется не только в акварельной живописи, в которой он был подлинным новатором, но и также в техниках работы маслом и темперой.
Работа «Натюрморт со ступой» написана в последний период творчества и принадлежит к лучшим произведениям художника. Александр Петухов никогда не боялся глубокомысленных и философских тем, поэтому жанр натюрморта занимал в его искусстве особое место. Через простые и понятные предметы художник мог образно раскрыть волнующие его душу проблемы или поставить важные вопросы.
Представленный натюрморт написан в 1974 году. Это картина для длительного и медитативного рассматривания. В ней нет ничего, чтобы могло вызвать резкую эмоцию у зрителя. Она скорее напоминает картину-притчу. Простые привычные предметы крестьянского быта: большая деревянная ступа, серп, рукомойник, половина буханки черного хлеба — словно забыты кем-то, кем-то из прошлого. Не сразу взгляд останавливается на изображении жеребёнка в синем просвете окна. Художник очень выразительно передает фактурность предметов. Серо-охристый колорит погружает нас в прошлое, словно мы рассматриваем старую фотографию. На всём лежит необъяснимый печальный налёт безвозвратно ушедшего прошлого. О постановке натюрморта говорит только нарочито положенный рушник с искрами красного узора. Картина превращается в реквием по старым верным вещам, служившим многим поколениям наших предков, согревавшим уютом и теплом. Особенно трогательно, что художник помещает в просвет окна жеребёнка — того, кто многие века шёл рука об руку с крестьянином. Это ещё и размышления на тему традиций, смены лет и поколений.
Многие современники Александра Петухова отзывались о нём, как о неординарном авторе, художнике-новаторе. На групповых выставках некоторые художники опасались выставлять свои работы рядом с работами Петухова, чтобы не оказаться в тени его полотен. Многое из творчества Александра Петухова до сих пор остается неразгаданным посланием, и сегодня его искусство также актуально, как и в 60–70-е годы XX века.
Александр Петухов оставил после себя серьёзное и очень разнообразное графическое и живописное наследие. Окончив Свердловское художественное училище в 1963 году, художник связал свою творческую жизнь с городом Курганом. В полной мере его талант проявляется не только в акварельной живописи, в которой он был подлинным новатором, но и также в техниках работы маслом и темперой.
Работа «Натюрморт со ступой» написана в последний период творчества и принадлежит к лучшим произведениям художника. Александр Петухов никогда не боялся глубокомысленных и философских тем, поэтому жанр натюрморта занимал в его искусстве особое место. Через простые и понятные предметы художник мог образно раскрыть волнующие его душу проблемы или поставить важные вопросы.
Представленный натюрморт написан в 1974 году. Это картина для длительного и медитативного рассматривания. В ней нет ничего, чтобы могло вызвать резкую эмоцию у зрителя. Она скорее напоминает картину-притчу. Простые привычные предметы крестьянского быта: большая деревянная ступа, серп, рукомойник, половина буханки черного хлеба — словно забыты кем-то, кем-то из прошлого. Не сразу взгляд останавливается на изображении жеребёнка в синем просвете окна. Художник очень выразительно передает фактурность предметов. Серо-охристый колорит погружает нас в прошлое, словно мы рассматриваем старую фотографию. На всём лежит необъяснимый печальный налёт безвозвратно ушедшего прошлого. О постановке натюрморта говорит только нарочито положенный рушник с искрами красного узора. Картина превращается в реквием по старым верным вещам, служившим многим поколениям наших предков, согревавшим уютом и теплом. Особенно трогательно, что художник помещает в просвет окна жеребёнка — того, кто многие века шёл рука об руку с крестьянином. Это ещё и размышления на тему традиций, смены лет и поколений.
Многие современники Александра Петухова отзывались о нём, как о неординарном авторе, художнике-новаторе. На групповых выставках некоторые художники опасались выставлять свои работы рядом с работами Петухова, чтобы не оказаться в тени его полотен. Многое из творчества Александра Петухова до сих пор остается неразгаданным посланием, и сегодня его искусство также актуально, как и в 60–70-е годы XX века.