В православной иконографии насчитывается более 250 образов Богоматери. Основные, канонические образы основывались на византийских и раннеримских образцах. Многие сюжеты икон Богоматери основаны на историческом факте появления ее образа в той или иной местности.
Однако представленная икона являет собой очень редкий случай «заказного» изображения Богородицы. Образ «Богоматери Спорительницы хлебов» появился поздно, после 1891 года. Обращение к хлебной теме неслучайно. В 1891 году был сильнейший неурожай, который особенно заметно ударил по Центральной России.
Тот год был очень тяжелым и для Шамординской женской обители, расположенной в Калужской губернии, недалеко от Оптиной Пустыни. Преподобный Амвросий Оптинский неустанно молился Богоматери об окончания голодного времени. В то время и пришел ему замысел создания иконы, на которой Дева Мария молилась бы о плодородии земли. Икона писалась в монастырских стенах. В некоторых источниках указывается, что образ создал иеромонах Даниил (Болотов), брат настоятельницы Шамординской обители монахини Софии. Он был поклонником академической живописи, что достаточно четко прослеживается в этом изображении.
Иконография Богоматери особенная, подобных образов не было в православной иконописи. Она, босая, восседает на облаке над снопами пшеницы. На данной иконе не показано благословение в смысле наложения крестного знамения, что считалось традиционным. Богоматерь изобразили так, будто она через раскрытую ладонь передает людям милость Господа.
Удивительным образом 1892 год принес прекрасный урожай Шамординской обители и близлежащим землям, хотя голод еще продолжался. Списки с иконы стали рассылаться в бедствующие регионы. Икона радовала душу русским крестьянам, и всегда напоминала о чуде и божественном присутствии. Почитание образа Богоматери как покровительницы было широко, да и жизнь крестьян всегда зависела от годового цикла. Церковные праздники связывали с посевом, уборкой урожая и подготовкой пашни.
Судьба иконы непроста. Синод запретил ее через год после создания, поэтому списков и копий с первообраза написано не так много, как с древних чудотворных икон. Иконография подвергалась критике за неканоничность и отсылки к языческим верованиям, где был распространен культ Матери-Земли, Матери Хлебов. Неоднозначной в церковном мире была и фигура самого старца Амвросия.
Ряд икон с подобным названием, датируемых после 1890 года, сохранились в Государственной Третьяковской галерее и музее им. А. Рублева. А один из образцов поздней академический живописи, принадлежавший неизвестному зауральскому крестьянину, хранится в Курганском областном художественном музее.
Однако представленная икона являет собой очень редкий случай «заказного» изображения Богородицы. Образ «Богоматери Спорительницы хлебов» появился поздно, после 1891 года. Обращение к хлебной теме неслучайно. В 1891 году был сильнейший неурожай, который особенно заметно ударил по Центральной России.
Тот год был очень тяжелым и для Шамординской женской обители, расположенной в Калужской губернии, недалеко от Оптиной Пустыни. Преподобный Амвросий Оптинский неустанно молился Богоматери об окончания голодного времени. В то время и пришел ему замысел создания иконы, на которой Дева Мария молилась бы о плодородии земли. Икона писалась в монастырских стенах. В некоторых источниках указывается, что образ создал иеромонах Даниил (Болотов), брат настоятельницы Шамординской обители монахини Софии. Он был поклонником академической живописи, что достаточно четко прослеживается в этом изображении.
Иконография Богоматери особенная, подобных образов не было в православной иконописи. Она, босая, восседает на облаке над снопами пшеницы. На данной иконе не показано благословение в смысле наложения крестного знамения, что считалось традиционным. Богоматерь изобразили так, будто она через раскрытую ладонь передает людям милость Господа.
Удивительным образом 1892 год принес прекрасный урожай Шамординской обители и близлежащим землям, хотя голод еще продолжался. Списки с иконы стали рассылаться в бедствующие регионы. Икона радовала душу русским крестьянам, и всегда напоминала о чуде и божественном присутствии. Почитание образа Богоматери как покровительницы было широко, да и жизнь крестьян всегда зависела от годового цикла. Церковные праздники связывали с посевом, уборкой урожая и подготовкой пашни.
Судьба иконы непроста. Синод запретил ее через год после создания, поэтому списков и копий с первообраза написано не так много, как с древних чудотворных икон. Иконография подвергалась критике за неканоничность и отсылки к языческим верованиям, где был распространен культ Матери-Земли, Матери Хлебов. Неоднозначной в церковном мире была и фигура самого старца Амвросия.
Ряд икон с подобным названием, датируемых после 1890 года, сохранились в Государственной Третьяковской галерее и музее им. А. Рублева. А один из образцов поздней академический живописи, принадлежавший неизвестному зауральскому крестьянину, хранится в Курганском областном художественном музее.