Икону Иоанна Крестителя создал неизвестный иконописец во второй половине XVI века. Последний ветхозаветный пророк, святой Иоанн, крестил Иисуса Христа и еще до его рождения предсказал приход Спасителя. Первоначально эта икона с изображением Иоанна Крестителя находилась в одном из храмовых иконостасов Спасо-Преображенского монастыря в деисусном ряду. Позже ее разместили в Преображенском соборе Спасо-Преображенского монастыря «на северной стороне против столпа». Икона висела на стене в вызолоченном киоте.
Работа отличается характерным личным письмом, которое было замечено и на других муромских иконах того времени. В качестве тонкого первого слоя иконописец использовал светло-коричневый санкирь (смесь охры и черной краски). Санкирь нанесен кистевыми мазками, а по нему лежит плотный слой краски желтоватого цвета. Светотень почти не использована, поэтому для иконы характерен резкий перепад в тоне (например, на шее под подбородком).
Уши Иоанна Крестителя иконописец нарисовал в виде петелек чуть ниже обычного уровня. Его брови темно-коричневого цвета высоко приподняты. Руки и ноги святого написаны с четким акцентом суставов и мышц. Одежды нарисованы с помощью жидкого колера, по которому идут схематичные разделения в форме углов и прямоугольных длинных плоскостей. Для этих разделений автор иконы использовал белила.
Икону отличают размах и широта кисти. Подобная манера живописи была не свойственна для русских умельцев. Искусствоведы предполагают, что неизвестный иконописец был мастером по фрескам, который привык работать на больших плоскостях. Мастер писал свободно, его не удерживала рамка средника иконы, поэтому живопись захватывает поля. Свитку с Евангельским текстом не хватило места на иконе. Красный цвет свитка также непривычен для русской иконы.
Икона поступила на реставрацию в научно-реставрационный центр имени академика Игоря Грабаря в 2009 году. Работы по восстановлению иконы проводились до 2011 года.
Работа отличается характерным личным письмом, которое было замечено и на других муромских иконах того времени. В качестве тонкого первого слоя иконописец использовал светло-коричневый санкирь (смесь охры и черной краски). Санкирь нанесен кистевыми мазками, а по нему лежит плотный слой краски желтоватого цвета. Светотень почти не использована, поэтому для иконы характерен резкий перепад в тоне (например, на шее под подбородком).
Уши Иоанна Крестителя иконописец нарисовал в виде петелек чуть ниже обычного уровня. Его брови темно-коричневого цвета высоко приподняты. Руки и ноги святого написаны с четким акцентом суставов и мышц. Одежды нарисованы с помощью жидкого колера, по которому идут схематичные разделения в форме углов и прямоугольных длинных плоскостей. Для этих разделений автор иконы использовал белила.
Икону отличают размах и широта кисти. Подобная манера живописи была не свойственна для русских умельцев. Искусствоведы предполагают, что неизвестный иконописец был мастером по фрескам, который привык работать на больших плоскостях. Мастер писал свободно, его не удерживала рамка средника иконы, поэтому живопись захватывает поля. Свитку с Евангельским текстом не хватило места на иконе. Красный цвет свитка также непривычен для русской иконы.
Икона поступила на реставрацию в научно-реставрационный центр имени академика Игоря Грабаря в 2009 году. Работы по восстановлению иконы проводились до 2011 года.