Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Православная икона на Дону»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Икона «Воскресение Христово. Сошествие во ад»

Время создания
XIX век
Место создания
Российская империя
Размер
44x39 см
Техника
дерево (береза), темпера, позолота
0
Открыть в приложении
#2

Воскресение Христово — ключевое событие евангельского повествования. В христианской живописи тема Воскресения отражена во многих сюжетах, среди которых — явления Спасителя женам-мироносицам, апостолу Фоме и другим ученикам. Но чаще других встречается композиция «Сошествие Христа во ад».

В среднике иконы представлено Воскресение — Сошествие во ад в развернутой иконографической редакции, для которой характерна подробная трактовка основного события с включением дополнительных сюжетных мотивов. По центральной оси композиции дважды изображен Иисус Христос в золотой миндалевидной славе, в синем хитоне и красном гиматии. В верхней части Христос, благословляя, встает из гроба. В нижней части выделена сцена «Сошествие во ад». Она занимает большую часть доски иконы и дана крупным планом. Иисус Христос, воздев левую руку и попирая накрест лежащие врата ада, выводит Адама, а к стопам Спасителя склоняется Ева.

Ад представлен в виде раскрытой огненно-красной пасти чудовища. Лики на иконе написаны коричневой охрой в один слой, черты моделированы черными описями и белильными оживками. Обилие красного цвета, сочетание зеленого, сиреневого, синего, голубого цветов придают иконе характер праздничности. Деревянный киот иконы покрыт сусальным золотом.

Основным литературным источником для иконографии «Воскресения — Сошествия во ад» послужило «Евангелие от Никодима». Это апокрифический текст, авторство которого приписывается новозаветному тайному последователю Иисуса Никодиму — фарисею и члену Синедриона. Никодим почитается Православной церковью в лике праведных.

На сложение иконографии также повлияли тексты некоторых псалмов и пророчеств, посланий апостола Петра и святоотеческих сочинений. По свидетельству Евангелия от Никодима, Христос «рассеял тьму смерти блеском Своего Божества». В византийском искусстве иконография «Воскресение Христово — Сошествие во Ад» сложилась к X веку. Первоначально подобные композиции появились в книжной миниатюре, а с XI века получили широкое распространение в росписях храмов. «Воскресение Христово — Сошествие во ад» можно без сомнения назвать одним из наиболее распространенных иконографических сюжетов.

#5
1 / 3
Икона «Воскресение Христово. Сошествие во ад»
#4
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Икона «Воскресение Христово. Сошествие во ад»

Время создания
XIX век
Место создания
Российская империя
Размер
44x39 см
Техника
дерево (береза), темпера, позолота
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%