Воскресение Христово — ключевое событие евангельского повествования. В христианской живописи тема Воскресения отражена во многих сюжетах, среди которых — явления Спасителя женам-мироносицам, апостолу Фоме и другим ученикам. Но чаще других встречается композиция «Сошествие Христа во ад».
В среднике иконы представлено Воскресение — Сошествие во ад в развернутой иконографической редакции, для которой характерна подробная трактовка основного события с включением дополнительных сюжетных мотивов. По центральной оси композиции дважды изображен Иисус Христос в золотой миндалевидной славе, в синем хитоне и красном гиматии. В верхней части Христос, благословляя, встает из гроба. В нижней части выделена сцена «Сошествие во ад». Она занимает большую часть доски иконы и дана крупным планом. Иисус Христос, воздев левую руку и попирая накрест лежащие врата ада, выводит Адама, а к стопам Спасителя склоняется Ева.
Ад представлен в виде раскрытой огненно-красной пасти чудовища. Лики на иконе написаны коричневой охрой в один слой, черты моделированы черными описями и белильными оживками. Обилие красного цвета, сочетание зеленого, сиреневого, синего, голубого цветов придают иконе характер праздничности. Деревянный киот иконы покрыт сусальным золотом.
Основным литературным источником для иконографии «Воскресения — Сошествия во ад» послужило «Евангелие от Никодима». Это апокрифический текст, авторство которого приписывается новозаветному тайному последователю Иисуса Никодиму — фарисею и члену Синедриона. Никодим почитается Православной церковью в лике праведных.
На сложение иконографии также повлияли тексты
некоторых псалмов и пророчеств, посланий апостола Петра
и святоотеческих сочинений. По свидетельству Евангелия
от Никодима, Христос «рассеял тьму смерти блеском Своего Божества».
В византийском искусстве иконография «Воскресение Христово —
Сошествие во Ад» сложилась к X веку. Первоначально подобные
композиции появились в книжной миниатюре, а с XI века получили
широкое распространение в росписях храмов. «Воскресение Христово —
Сошествие во ад» можно без сомнения назвать одним из наиболее
распространенных иконографических сюжетов.