Экспонируемая икона Ахтырской Богоматери — пример влияния на иконопись светской живописи. Это влияние выразилось прежде всего в характере написания ликов: они выполнены в манере, свойственной портретной живописи того времени. Лик Богоматери округлый, со слегка приплюснутым носом.
На иконе представлено погрудное изображение Богоматери на зеленом фоне, в трехчетвертном повороте вправо, со слегка склоненной головой и ниспадающими на плечи темно-коричневыми вьющимися волосами. На уровне левого плеча Богоматери — Распятие. Богоматерь облачена в хитон синего цвета и красный плащ со звездами на плечах.
Представленная в экспозиции икона Ахтырской Богородицы была создана иконописцем Иваном Денисовым, который в 1841 году расписывал иконостас в домовом храме в Санкт-Петербургской духовной академии. Эта иконография Богоматери Ахтырской известна с 1739 года. Ее характерная особенность — изображение Распятия. Согласно Евангелию Богоматерь стояла у креста на протяжении всей казни Спасителя. И там, на Голгофе, Богоматерь символически усыновила все человечество.
Предание сообщает о священнике Василии Данилове,
который служил при Покровской церкви в Ахтырке Харьковской губернии.
Он отличался праведною жизнью, верой и трудолюбием. Однажды Василий
во время сенокоса на своем огороде решил попробовать новую косу.
Размахнувшись косой, он увидел лежавшую в высокой траве икону
Богоматери, лучившуюся ослепительным сиянием. Выронив косу и встав на колени,
священник прочел молитвы к Богоматери, потом с благоговением взял
икону и отнес к себе в дом. В доме она простояла три года,
а потом под праздник Покрова отец Василий увидел во сне Пречистую,
повелевшую ему омыть икону свежей водой и украсить. Когда священник пошел
к реке, чтобы вылить воду, оставшуюся после омовения, ему встретилась
Богородица в образе Прекрасной Девы, которая обратилась к отцу Василию: