В музее икона «Святой диакон Филипп» находится с 1938 года. Она была передана из местного ряда иконостаса Иоанно-Богословской церкви (закрытой с 1938 года до 1944-го).
Изображенный на иконе диакон Филипп, вошедший в Собор 70-и апостолов, был выходцем из Кесарии Палестинской, где проповедовал христианское учение. Когда в Самарии убили архидиакона Стефана, диакон Филипп покинул Кесарию и занял его место. Среди многочисленных самарян, которых крестил диакон Филипп, был и волхв Симон, известный безуспешной попыткой купить благодатный дар священства у апостолов.
Однажды, после визита апостола Петра и Иоанна Богослова, по зову ангела Господня, диакон Филипп вышел на дорогу, ведущую из Иерусалима в разграбленную восставшими иудеями Газу. Там он увидел колесницу с читающим Евангелие евнухом эфиопской царицы Кандакии и спросил у него: «Понимаешь ли, что читаешь?». По просьбе евнуха диакон Филипп разъяснил ему слова из пророчества Исайи: «…как овца веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так и Он не отверзает уст Своих», рассказал ему об Иисусе и окрестил его. После крещения евнуха ангел Господень перенес святого в Азот, где Филипп продолжал проповедовать слово Божье.
Впоследствии он вернется в Кесарию к своим четверым дочерям, обладавшим пророческим даром. Одна из них — Ермиония, была известной целительницей, занималась врачеванием. Согласно церковному преданию, святые апостолы поставили Филиппа епископом в городе Тралли, где он крестил многих и дожил до глубокой старости. Других фактов о святом Филиппе в новозаветных книгах нет. Память апостола Филиппа совершается 11 (24 по новому стилю) октября и 4 (17 по новому стилю) января.
Основываясь на единстве источников и стилистических приемов, можно с уверенностью говорить об авторстве: икону писали либо ближайшие ученики мастеров Оружейной палаты, либо сами мастера. Изографу удалось создать характерное произведение, соответствующее духу времени. Вызывает восхищение тонкое изображение драгоценной ткани, из которой сшит стихарь диакона, изящно подчеркнута пышность и поистине царская роскошь богослужебного облачения. Вопреки общепринятым представлениям об ограниченных возможностях темперной живописи, талантливому художнику удалось передать всю полноту богатства, как отблеска драгоценного сияния Царствия Небесного. Легкая щедрая кисть мастера умело оживляет статичный образ диакона поворотом фигуры, художнику удалось придать лику святого черты жизненности и даже некоей трепетности.
Фряжскую или, как ее еще называют — «живоподобную», манеру иконописи отличают специальные приемы построения и лепки головы с помощью многослойной плави. И этими приемами виртуозно владеет автор иконы, который, как и все ученики школы Оружейной палаты, стремится совершенствовать и расширять возможности иконописной техники. Владеющие методом, который дает возможность добиться тонкой нюансировки, мастера иконописи обретали уверенность в правильности своих поисков: «фрязь» предоставляет уникальные возможности для выражения психологического состояния образа.
С ее помощью удается добиться самых сложных эмоциональных интонаций. Вот и лик Филиппа тому подтверждение: он лишь на первый взгляд кажется спокойным и бесстрастным, а если вглядеться, видны и нотки торжественности, и благожелательность, и сочувственное внимание, и доброта. Эти черты, безусловно, способствуют расширению контактов со зрителем.
Изображенный на иконе диакон Филипп, вошедший в Собор 70-и апостолов, был выходцем из Кесарии Палестинской, где проповедовал христианское учение. Когда в Самарии убили архидиакона Стефана, диакон Филипп покинул Кесарию и занял его место. Среди многочисленных самарян, которых крестил диакон Филипп, был и волхв Симон, известный безуспешной попыткой купить благодатный дар священства у апостолов.
Однажды, после визита апостола Петра и Иоанна Богослова, по зову ангела Господня, диакон Филипп вышел на дорогу, ведущую из Иерусалима в разграбленную восставшими иудеями Газу. Там он увидел колесницу с читающим Евангелие евнухом эфиопской царицы Кандакии и спросил у него: «Понимаешь ли, что читаешь?». По просьбе евнуха диакон Филипп разъяснил ему слова из пророчества Исайи: «…как овца веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так и Он не отверзает уст Своих», рассказал ему об Иисусе и окрестил его. После крещения евнуха ангел Господень перенес святого в Азот, где Филипп продолжал проповедовать слово Божье.
Впоследствии он вернется в Кесарию к своим четверым дочерям, обладавшим пророческим даром. Одна из них — Ермиония, была известной целительницей, занималась врачеванием. Согласно церковному преданию, святые апостолы поставили Филиппа епископом в городе Тралли, где он крестил многих и дожил до глубокой старости. Других фактов о святом Филиппе в новозаветных книгах нет. Память апостола Филиппа совершается 11 (24 по новому стилю) октября и 4 (17 по новому стилю) января.
Основываясь на единстве источников и стилистических приемов, можно с уверенностью говорить об авторстве: икону писали либо ближайшие ученики мастеров Оружейной палаты, либо сами мастера. Изографу удалось создать характерное произведение, соответствующее духу времени. Вызывает восхищение тонкое изображение драгоценной ткани, из которой сшит стихарь диакона, изящно подчеркнута пышность и поистине царская роскошь богослужебного облачения. Вопреки общепринятым представлениям об ограниченных возможностях темперной живописи, талантливому художнику удалось передать всю полноту богатства, как отблеска драгоценного сияния Царствия Небесного. Легкая щедрая кисть мастера умело оживляет статичный образ диакона поворотом фигуры, художнику удалось придать лику святого черты жизненности и даже некоей трепетности.
Фряжскую или, как ее еще называют — «живоподобную», манеру иконописи отличают специальные приемы построения и лепки головы с помощью многослойной плави. И этими приемами виртуозно владеет автор иконы, который, как и все ученики школы Оружейной палаты, стремится совершенствовать и расширять возможности иконописной техники. Владеющие методом, который дает возможность добиться тонкой нюансировки, мастера иконописи обретали уверенность в правильности своих поисков: «фрязь» предоставляет уникальные возможности для выражения психологического состояния образа.
С ее помощью удается добиться самых сложных эмоциональных интонаций. Вот и лик Филиппа тому подтверждение: он лишь на первый взгляд кажется спокойным и бесстрастным, а если вглядеться, видны и нотки торжественности, и благожелательность, и сочувственное внимание, и доброта. Эти черты, безусловно, способствуют расширению контактов со зрителем.