Икона поступила в Мордовский краеведческий музей в 1982 году. Праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня отмечается православными христианами ежегодно 1 августа (14 августа по новому стилю) с IX века. В этот день частицу Креста с Голгофы, которая хранилась в дворцовой церкви Константинополя, переносили в Собор Святой Софии, где проводили водосвятие — христианский обряд освящения воды. После чего священнослужители две недели ходили со святыней по улицам и совершали богослужения для избавления от всех недугов. Слово «происхождение» в названии церковного празднества появилось из-за неточного перевода с греческого слова, означающего «торжественная церемония» или «крестный ход».
На Руси это праздник стал широко отмечаться на исходе XIV века, когда был введен Иерусалимский устав — книга, которая определяла порядок церковных служб и регламентировала использование основных богослужебных текстов в византийской христианской традиции.
По мнению исследователя Э. П. Саликовой, в основу иконографии «Происхождение честных древ» положено Евангельское чтение при освящении воды, а также иллюстрация из церковного песнопения во славу Богоматери. Одна из самых ранних сохранившихся подобных икон находится в суздальском Покровском монастыре. Она датируется 1515 годом.
По состоянию данной иконы реставраторы определили, что она неоднократно поновлялась. При реставрации 1985–1987 годов с иконы было удалено множество следов от гвоздей, которые остались от утраченных оклада и венцов. По предположению некоторых реставраторов, поля иконы не соответствуют среднику — центральной части иконной доски, и были переписаны около ста лет назад.
К сожалению, все верхние слои ликов святых (кроме лика Василия Великого) были смыты, поэтому определить принадлежность данной иконы к какой-либо школе не представляется возможным. Однако по способам изображения складок одежды и особенностям ковчега иконы можно предположить, что она была создана в одной из профессиональных мастерских Поволжья.
На представленной иконе «Происхождение честных древ» сохранились следующие надписи:
На Руси это праздник стал широко отмечаться на исходе XIV века, когда был введен Иерусалимский устав — книга, которая определяла порядок церковных служб и регламентировала использование основных богослужебных текстов в византийской христианской традиции.
По мнению исследователя Э. П. Саликовой, в основу иконографии «Происхождение честных древ» положено Евангельское чтение при освящении воды, а также иллюстрация из церковного песнопения во славу Богоматери. Одна из самых ранних сохранившихся подобных икон находится в суздальском Покровском монастыре. Она датируется 1515 годом.
По состоянию данной иконы реставраторы определили, что она неоднократно поновлялась. При реставрации 1985–1987 годов с иконы было удалено множество следов от гвоздей, которые остались от утраченных оклада и венцов. По предположению некоторых реставраторов, поля иконы не соответствуют среднику — центральной части иконной доски, и были переписаны около ста лет назад.
К сожалению, все верхние слои ликов святых (кроме лика Василия Великого) были смыты, поэтому определить принадлежность данной иконы к какой-либо школе не представляется возможным. Однако по способам изображения складок одежды и особенностям ковчега иконы можно предположить, что она была создана в одной из профессиональных мастерских Поволжья.
На представленной иконе «Происхождение честных древ» сохранились следующие надписи:
— вверху: «ПРОИСХОЖДЕНIЕ ЧСТНАГО КРЕСТА»;
— над Спасителем: «iис хс»;
— над головой Василия Великого: «Василiй великiй»;
— над Иоанном Златоустом: «Iо (омега)аннъ златоустъ»;
— на левом поле: «При купели// жепят притво// ровъ бысть// в тех слежаш// [м]ножество// немощствую// щихъ»;
— на правом поле: «Агглъ Бо// жiй на всяко// лето сходя// возмущаше ю// и здравiе пода// ваше присту// пающим ве// рою».
— над Спасителем: «iис хс»;
— над головой Василия Великого: «Василiй великiй»;
— над Иоанном Златоустом: «Iо (омега)аннъ златоустъ»;
— на левом поле: «При купели// жепят притво// ровъ бысть// в тех слежаш// [м]ножество// немощствую// щихъ»;
— на правом поле: «Агглъ Бо// жiй на всяко// лето сходя// возмущаше ю// и здравiе пода// ваше присту// пающим ве// рою».