Икона «Успение Пресвятой Богородицы» создана в одной из среднерусских иконописных мастерских в XVII веке. В Мордовский краеведческий музей икона поступила в 1984 году, ранее она хранилась в семье потомков старообрядцев.
Особенность иконографии Успения Пресвятой Богородицы заключается в том, что в отличие от других этот церковный праздник не имеет основы в священных книгах. Все события, описывающие смерть, воскрешение и вознесение Божией Матери, упоминаются в сокровенных сказаниях, но, тем не менее, не противоречат христианскому учению.
Композицию иконы «Успение Пресвятой Богородицы» условно можно разделить на два смысловых блока. Внизу в центре изображено тело умершей Богоматери, которое окружили скорбящие апостолы, плачущие женщины и святые. Вверху над ложем с усопшей возвышается Иисус Христос, над его нимбом — ангел с распростертыми крыльями. Таким образом, изображение внизу иконы символизирует земной траур, а вверху — радость вознесения. Такая композиция характерна для всех вариантов иконописи Успения.
Вокруг смертного одра Богоматери собрались оплакивающие Марию апостолы. Петр изображен с кадилом в руке, он совершает каждение — ритуальное сжигание ладана над телом усопшей. Иоанн припал к самому ложу Марии, так как Спаситель перед смертью просил его заботиться о Богоматери.
Представленная икона «Успение Пресвятой Богородицы» — сокращенный вариант иконографии Успения, поскольку здесь не показано путешествие апостолов в Иерусалим и отсутствует возносящаяся в рай душа Богоматери, которые характерны для полной иконографии.
Однако на иконе можно найти отдельные элементы полного иконографического канона (правила) изображения Успения Богородицы, что выделяет ее среди других традиционных работ. Внизу иконы изображен ангел в красно-зеленом одеянии с золотой каймой. Он занес над головой меч, чтобы отрубить руки Авфонию — иудею, пытавшемуся опрокинуть ложе и отобрать тело Марии у апостолов. Эта сцена, как правило, встречается только в полном варианте иконографии Успения.
Необычно в данном древнерусском памятнике расположены и фигуры святых, которые традиционно занимают все пространство от ложа Марии до полей иконы. Здесь же Спаситель, святые и плачущие жены изображены на полукруглом темно-зеленом фоне, украшенном золотыми звездами. Он символизирует разверзшееся небо, полное ангелов и «прочих небесных сил бесплотных».
Особенность иконографии Успения Пресвятой Богородицы заключается в том, что в отличие от других этот церковный праздник не имеет основы в священных книгах. Все события, описывающие смерть, воскрешение и вознесение Божией Матери, упоминаются в сокровенных сказаниях, но, тем не менее, не противоречат христианскому учению.
Композицию иконы «Успение Пресвятой Богородицы» условно можно разделить на два смысловых блока. Внизу в центре изображено тело умершей Богоматери, которое окружили скорбящие апостолы, плачущие женщины и святые. Вверху над ложем с усопшей возвышается Иисус Христос, над его нимбом — ангел с распростертыми крыльями. Таким образом, изображение внизу иконы символизирует земной траур, а вверху — радость вознесения. Такая композиция характерна для всех вариантов иконописи Успения.
Вокруг смертного одра Богоматери собрались оплакивающие Марию апостолы. Петр изображен с кадилом в руке, он совершает каждение — ритуальное сжигание ладана над телом усопшей. Иоанн припал к самому ложу Марии, так как Спаситель перед смертью просил его заботиться о Богоматери.
Представленная икона «Успение Пресвятой Богородицы» — сокращенный вариант иконографии Успения, поскольку здесь не показано путешествие апостолов в Иерусалим и отсутствует возносящаяся в рай душа Богоматери, которые характерны для полной иконографии.
Однако на иконе можно найти отдельные элементы полного иконографического канона (правила) изображения Успения Богородицы, что выделяет ее среди других традиционных работ. Внизу иконы изображен ангел в красно-зеленом одеянии с золотой каймой. Он занес над головой меч, чтобы отрубить руки Авфонию — иудею, пытавшемуся опрокинуть ложе и отобрать тело Марии у апостолов. Эта сцена, как правило, встречается только в полном варианте иконографии Успения.
Необычно в данном древнерусском памятнике расположены и фигуры святых, которые традиционно занимают все пространство от ложа Марии до полей иконы. Здесь же Спаситель, святые и плачущие жены изображены на полукруглом темно-зеленом фоне, украшенном золотыми звездами. Он символизирует разверзшееся небо, полное ангелов и «прочих небесных сил бесплотных».