Среди икон, найденных экспедицией Третьяковской галереи в стенах разрушенного храма недалеко от города Мурома в середине прошлого века, выделяется ряд образов местных святых. Вместе они составляли деисусный, главный в традиции русской православной церкви, ряд иконостаса.
В этой череде икон Господу Вседержителю, наряду с Богородицей, Крестителем, архангелами и другими основными святыми, предстояли муромские князья: Пётр, Фёдор и Михаил, канонизированные Собором в 1547 году.
Князь Михаил — девятилетний сын святого благоверного князя Константина — крестителя Муромской земли, и святой благоверной княгини Ирины Муромской. По преданию, местные жители долго придерживались древних верований и еще в XII веке были язычниками. Поэтому Константину, потомку равноапостольного князя Владимира, пришлось приложить множество усилий, чтобы они поверили в Иисуса.
Существуют две версии подвига святого Михаила. Одна гласит, что в 1192 году князь Константин вместе со своими сыновьями собрал в Киеве войско и осадил Муром. Не желая мучительной смерти запертых в крепости язычников, князь Константин отправил сына своего Михаила убедить муромцев принять мир без сопротивления. Но осажденные не поверили в искренность намерений Константина и убили юного посланника.
По другой версии, изложенной святителем Димитрием Ростовским, благоверный князь Константин с сыновьями и бывшей при нем дружиной вступил в битву с муромцами под самим городом и одержал победу. Однако сын его Михаил в ходе сражения погиб.
Не принуждая язычников силой к принятию христианства, князь Константин не оставил, однако, мысли об их просвещении. Он построил в Муроме храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и похоронил там своего сына, а вскоре воздвиг и другую церковь во имя святых Бориса и Глеба.
Однако склонило местных язычников на сторону христианства то, что Константин вышел навстречу разъяренной толпе, однажды решившей убить его, совсем один, держа в руках чудотворную икону Богородицы. Увидев такую смелость, муромцы смирились и пожелали принять крещение.
На иконе юный княжич Михаил представлен в дорогих одеждах — длинной далматике, то есть тунике, и нарядном плаще, напоминающем кафтан-охабень с откидными рукавами. Кудрявую голову венчает отороченная мехом парчовая круглая шапка.
Фигура Михаила изображена в трехчетвертном повороте, лик святого склонен, а руки простерты в молении. Взор юноши кроток, строг и печален.
В этой череде икон Господу Вседержителю, наряду с Богородицей, Крестителем, архангелами и другими основными святыми, предстояли муромские князья: Пётр, Фёдор и Михаил, канонизированные Собором в 1547 году.
Князь Михаил — девятилетний сын святого благоверного князя Константина — крестителя Муромской земли, и святой благоверной княгини Ирины Муромской. По преданию, местные жители долго придерживались древних верований и еще в XII веке были язычниками. Поэтому Константину, потомку равноапостольного князя Владимира, пришлось приложить множество усилий, чтобы они поверили в Иисуса.
Существуют две версии подвига святого Михаила. Одна гласит, что в 1192 году князь Константин вместе со своими сыновьями собрал в Киеве войско и осадил Муром. Не желая мучительной смерти запертых в крепости язычников, князь Константин отправил сына своего Михаила убедить муромцев принять мир без сопротивления. Но осажденные не поверили в искренность намерений Константина и убили юного посланника.
По другой версии, изложенной святителем Димитрием Ростовским, благоверный князь Константин с сыновьями и бывшей при нем дружиной вступил в битву с муромцами под самим городом и одержал победу. Однако сын его Михаил в ходе сражения погиб.
Не принуждая язычников силой к принятию христианства, князь Константин не оставил, однако, мысли об их просвещении. Он построил в Муроме храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и похоронил там своего сына, а вскоре воздвиг и другую церковь во имя святых Бориса и Глеба.
Однако склонило местных язычников на сторону христианства то, что Константин вышел навстречу разъяренной толпе, однажды решившей убить его, совсем один, держа в руках чудотворную икону Богородицы. Увидев такую смелость, муромцы смирились и пожелали принять крещение.
На иконе юный княжич Михаил представлен в дорогих одеждах — длинной далматике, то есть тунике, и нарядном плаще, напоминающем кафтан-охабень с откидными рукавами. Кудрявую голову венчает отороченная мехом парчовая круглая шапка.
Фигура Михаила изображена в трехчетвертном повороте, лик святого склонен, а руки простерты в молении. Взор юноши кроток, строг и печален.