Представленный в экспозиции полифон — заводной, механический, язычково-щипковый инструмент — был изготовлен в Орле в конце XIX столетия компанией «Дело музыкальных инструментов В.Н. Петинова». Европейцам были известны самые разные модификации подобных конструкций — маленькие примитивные табакерки, музыкальные шкатулки, большие оркестрионы, симфонионы, музыкальные альбомы. Все эти заводные устройства в основном применялись в домах мещан и купцов и служили увеселительным моментом в домашней жизни.
В начале XX века каталог магазина «Музыкальные инструменты Ф. Мюллера» так описывал эти аппараты: «Полифоны играют посредством звуковых стальных гребенок, но на место вала применены стальные круги и на каждом круге аранжирована одна пьеса, которых по желанию можно иметь в очень большом количестве».
Заводной механизм полифона снабжался регулятором скорости, который также влиял на равномерность вращения металлического диска. Пружина заводилась сверху особым накидным ключом. Расположение отверстий в диске представляло собой своеобразную нотную запись.
Когда пружина была заведена, диск вращался, крючки задевали язычки стальной гребенки, и полифон играл популярную в то время мелодию. Это могла быть, например, «Па-д’Эспань», которая была довольно знаменита в то время, ее название в переводе с французского означает «испанский шаг».
В Липецкий областной краеведческий музей этот экспонат попал в июле 1960 года. Полифон передал местный житель, слесарь Никонов В.М. В этом музыкальном инструменте шестьдесят тонов и десять штук плафонных колокольчиков, которые приводились в звучание молоточками в виде небольших шариков.
На внутренней стороне крышки деревянного корпуса мастером был изображен морской пейзаж на плотном картоне с покрытием масляным лаком. Механические «музыкальные ящики» производились недолго, вскоре они были вытеснены граммофонами и патефонами.
Сложные механические конструкции работают и спустя сотню лет. Данный полифон из коллекции Липецкого областного краеведческого музея в свое время был отремонтирован и отреставрирован липецким мастером Владимиром Алексеевичем Добромысловым. Полифон обычно заводится и играет мелодии во время проведения в музее интерактивных мероприятий.
В начале XX века каталог магазина «Музыкальные инструменты Ф. Мюллера» так описывал эти аппараты: «Полифоны играют посредством звуковых стальных гребенок, но на место вала применены стальные круги и на каждом круге аранжирована одна пьеса, которых по желанию можно иметь в очень большом количестве».
Заводной механизм полифона снабжался регулятором скорости, который также влиял на равномерность вращения металлического диска. Пружина заводилась сверху особым накидным ключом. Расположение отверстий в диске представляло собой своеобразную нотную запись.
Когда пружина была заведена, диск вращался, крючки задевали язычки стальной гребенки, и полифон играл популярную в то время мелодию. Это могла быть, например, «Па-д’Эспань», которая была довольно знаменита в то время, ее название в переводе с французского означает «испанский шаг».
В Липецкий областной краеведческий музей этот экспонат попал в июле 1960 года. Полифон передал местный житель, слесарь Никонов В.М. В этом музыкальном инструменте шестьдесят тонов и десять штук плафонных колокольчиков, которые приводились в звучание молоточками в виде небольших шариков.
На внутренней стороне крышки деревянного корпуса мастером был изображен морской пейзаж на плотном картоне с покрытием масляным лаком. Механические «музыкальные ящики» производились недолго, вскоре они были вытеснены граммофонами и патефонами.
Сложные механические конструкции работают и спустя сотню лет. Данный полифон из коллекции Липецкого областного краеведческого музея в свое время был отремонтирован и отреставрирован липецким мастером Владимиром Алексеевичем Добромысловым. Полифон обычно заводится и играет мелодии во время проведения в музее интерактивных мероприятий.