Представленный в экспозиции Угличского музея образ святого князя Романа использовался в качестве крышки на раку с мощами святого. Иконография связана с византийской традицией почитания святых мощей, согласно которой места захоронения украшались «портретными» изображениями святых. В русской иконографии, как правило, почивших изображали на гробовой доске в рост, прямолично, «аки живы», таким образом подчеркивая их чудесное нетление.
Святой князь Роман Угличский был сыном первого угличского князя Владимира. Родился князь Роман 1 октября 1235 года. В «Угличском летописце» князь Роман назван «мирным и правосудным», поскольку отказался от участия в усобицах, «…судил свое княжество с мудростью, пекся о счастии его с отеческой любовию…» и занимался в тяжелые времена исключительно устроением своего удела. По числу городов, входящих в состав Угличского княжества во время правления князя Романа, оно названо в летописце «семиградным». В житии святого князя Романа представлена и информация и о его смерти: «…кончина его последовала 3 февраля 1285 года… Тело было положено в соборном храме Преображения Господня, рядом с гробницами его отца, матери и супруги».
Образ святого Романа имеет непосредственное отношение к так называемым надгробным иконам, которые в русской иконографии занимают исключительное место. Икону отличает высокое качество исполнения, присущее лучшим образцам московской школы иконописи первой половины XVII века. Назначению иконы соответствует мастерская передача отрешенного состояния, в которое погружен угличский князь. Икона выполнена в технике темперной живописи «плавью». «Личное» написано светлыми, сильно разбеленными почти без охры высветлениями по оливковому санкирю. Святой облачен в длинный кафтан на ярко-красной подкладке. На плечи внакидку брошена шуба с отложным воротником и длинными вшивными рукавами. Княжеские одежды, украшенные роскошным растительным орнаментом, имитирующим узоры дорогих привозных тканей, облегают узкоплечую длиннобедрую фигуру князя.
Моделировка лика напоминает систему передачи объема, характерную для произведений Назария Истомина, под руководством которого выполнялись наиболее значительные работы в 1620-х годах, преимущественно по патриаршему заказу.
Святой князь Роман Угличский был сыном первого угличского князя Владимира. Родился князь Роман 1 октября 1235 года. В «Угличском летописце» князь Роман назван «мирным и правосудным», поскольку отказался от участия в усобицах, «…судил свое княжество с мудростью, пекся о счастии его с отеческой любовию…» и занимался в тяжелые времена исключительно устроением своего удела. По числу городов, входящих в состав Угличского княжества во время правления князя Романа, оно названо в летописце «семиградным». В житии святого князя Романа представлена и информация и о его смерти: «…кончина его последовала 3 февраля 1285 года… Тело было положено в соборном храме Преображения Господня, рядом с гробницами его отца, матери и супруги».
Образ святого Романа имеет непосредственное отношение к так называемым надгробным иконам, которые в русской иконографии занимают исключительное место. Икону отличает высокое качество исполнения, присущее лучшим образцам московской школы иконописи первой половины XVII века. Назначению иконы соответствует мастерская передача отрешенного состояния, в которое погружен угличский князь. Икона выполнена в технике темперной живописи «плавью». «Личное» написано светлыми, сильно разбеленными почти без охры высветлениями по оливковому санкирю. Святой облачен в длинный кафтан на ярко-красной подкладке. На плечи внакидку брошена шуба с отложным воротником и длинными вшивными рукавами. Княжеские одежды, украшенные роскошным растительным орнаментом, имитирующим узоры дорогих привозных тканей, облегают узкоплечую длиннобедрую фигуру князя.
Моделировка лика напоминает систему передачи объема, характерную для произведений Назария Истомина, под руководством которого выполнялись наиболее значительные работы в 1620-х годах, преимущественно по патриаршему заказу.