Особое место среди памятников лицевого шитья в собрании Угличского музея занимает хоругвь, выполненная в середине XVII века в технике золотного шитья. Она происходит из церкви Святого Царевича Димитрия «на крови».
На лицевой стороне этой выносной шитой иконы — непременного атрибута церковных процессий, происходивших в дни памяти святого царевича Димитрия, — изображен Архангел Михаил в воинских одеждах и с мечом, мирно опущенным вниз. Однако наибольший интерес с иконографической точки зрения представляет оборотная сторона хоругви. Изображение Святого царевича Димитрия «со сценой убиения», разворачивающейся у его ног, — один из самых часто встречающихся мотивов местной иконографии. Святой изображен в позе моления в трехчетвертном повороте влево. Шитье выполнено по малиновому шелку пряденым серебром «в прикреп» нитями серо-голубого цвета. Миниатюрные лики, выполненные телесным шелком «по форме» без оттенений, носят обобщенный характер. Слегка приподнятая голова, взор, обращенный в сторону Спасителя, осеняющего невинно убиенного младенца, простертые вперед руки, кроваво-красный фон хоругви — идеей жертвенности пронизано каждое движение, каждый нюанс хорошо продуманной композиции.
Нередко флагами, знаменами и хоругвями ошибочно называют один и тот же предмет. Однако между ними существуют принципиальные различия. Главная отличительная особенность между флагами, с одной стороны, и знаменами и хоругвями, с другой, заключается в том, что флаги шьют массовыми тиражами из дешевых тканей, а знамена и хоругви — из дорогих тканей, и производство их носит единичный, индивидуальный характер. Кроме того, существуют определенные правила изготовления флагов и знамен. Знамя и хоругвь представляют собой два отдельных куска материи, сшитых по периметру и образующих лицевую и тыльную стороны. Они украшаются дополнительными элементами, такими как кайма, фламы, бахрома, ленты и кисти. На знаменах и хоругвях можно помещать надписи и изображения. На флагах не допускаются никакие дополнительные украшения.
На лицевой стороне этой выносной шитой иконы — непременного атрибута церковных процессий, происходивших в дни памяти святого царевича Димитрия, — изображен Архангел Михаил в воинских одеждах и с мечом, мирно опущенным вниз. Однако наибольший интерес с иконографической точки зрения представляет оборотная сторона хоругви. Изображение Святого царевича Димитрия «со сценой убиения», разворачивающейся у его ног, — один из самых часто встречающихся мотивов местной иконографии. Святой изображен в позе моления в трехчетвертном повороте влево. Шитье выполнено по малиновому шелку пряденым серебром «в прикреп» нитями серо-голубого цвета. Миниатюрные лики, выполненные телесным шелком «по форме» без оттенений, носят обобщенный характер. Слегка приподнятая голова, взор, обращенный в сторону Спасителя, осеняющего невинно убиенного младенца, простертые вперед руки, кроваво-красный фон хоругви — идеей жертвенности пронизано каждое движение, каждый нюанс хорошо продуманной композиции.
Нередко флагами, знаменами и хоругвями ошибочно называют один и тот же предмет. Однако между ними существуют принципиальные различия. Главная отличительная особенность между флагами, с одной стороны, и знаменами и хоругвями, с другой, заключается в том, что флаги шьют массовыми тиражами из дешевых тканей, а знамена и хоругви — из дорогих тканей, и производство их носит единичный, индивидуальный характер. Кроме того, существуют определенные правила изготовления флагов и знамен. Знамя и хоругвь представляют собой два отдельных куска материи, сшитых по периметру и образующих лицевую и тыльную стороны. Они украшаются дополнительными элементами, такими как кайма, фламы, бахрома, ленты и кисти. На знаменах и хоругвях можно помещать надписи и изображения. На флагах не допускаются никакие дополнительные украшения.