История иконы «О Тебе радуется» восходит к событиям VIII века, когда византийский император Лев III запретил поклоняться образам. Против этого выступил Иоанн Мансур (в православии — Дамаскин) — христианский святой, философ, богослов и гимнограф — автор литургических произведений. Подделав письмо, император убедил сирийского халифа, у которого служил Иоанн, что тот затевает мятеж. И халиф приказал отрубить святому правую руку. Испросив у палача свою ладонь, Иоанн приставил ее на место и молился всю ночь образу Пресвятой Богородицы. Поутру оказалось, что рука приросла обратно.
Благодарный Иоанн выразил свой восторг в молитве, начинавшейся словами «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, Ангельский собор и человеческий род, Освященный Храме и Раю Словесный».
Иконы по мотивам этого благодарственного песнопения Дамаскина стали появляться в конце XV столетия как результат самостоятельного творчества русских мастеров-иконописцев. Иконография данного образа тяготеет к московскому изводу. Она обогащена дополнительными оригинальными деталями, отсылающими к другим известнейшим богородичным иконам — «Неопалимой Купине» и «Достойно есть…»
В центре изображена Богоматерь с младенцем на коленях в ореоле Божественной славы, на фоне райского сада и пятиглавого храма. Вокруг Богородицы — ангелы, внизу — человеческий род, представленный всеми чинами святости. Фантастичен характер чудесного райского сада, в котором иконописец населяет птицами причудливые деревья с зелеными и красными кронами. Стилистические особенности памятника говорят о его северном происхождении.
Эта икона происходит из собрания известного московского коллекционера — Павла Петровича Шибанова. Он родился в старообрядческой семье в Самаре, свою деятельность начал в московской лавке отца, известного антиквара, специалиста по старопечатной книге. После национализации книжной торговли в 1918 году Павел Петрович стал экспертом по прикладному и древнерусскому искусству при Народном комиссариате просвещения РСФСР. В его задачи входили учет и описание изъятых большевиками частных коллекций. Данный образ мог входить в число семейных икон для личных старообрядческих моленных (помещение для богослужения, домашняя церковь).
Благодарный Иоанн выразил свой восторг в молитве, начинавшейся словами «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, Ангельский собор и человеческий род, Освященный Храме и Раю Словесный».
Иконы по мотивам этого благодарственного песнопения Дамаскина стали появляться в конце XV столетия как результат самостоятельного творчества русских мастеров-иконописцев. Иконография данного образа тяготеет к московскому изводу. Она обогащена дополнительными оригинальными деталями, отсылающими к другим известнейшим богородичным иконам — «Неопалимой Купине» и «Достойно есть…»
В центре изображена Богоматерь с младенцем на коленях в ореоле Божественной славы, на фоне райского сада и пятиглавого храма. Вокруг Богородицы — ангелы, внизу — человеческий род, представленный всеми чинами святости. Фантастичен характер чудесного райского сада, в котором иконописец населяет птицами причудливые деревья с зелеными и красными кронами. Стилистические особенности памятника говорят о его северном происхождении.
Эта икона происходит из собрания известного московского коллекционера — Павла Петровича Шибанова. Он родился в старообрядческой семье в Самаре, свою деятельность начал в московской лавке отца, известного антиквара, специалиста по старопечатной книге. После национализации книжной торговли в 1918 году Павел Петрович стал экспертом по прикладному и древнерусскому искусству при Народном комиссариате просвещения РСФСР. В его задачи входили учет и описание изъятых большевиками частных коллекций. Данный образ мог входить в число семейных икон для личных старообрядческих моленных (помещение для богослужения, домашняя церковь).