В 1887 году в дар от императора Александра III из коллекции Эрмитажа в собрание Радищевского музея поступила резная панагия, сделанная из кипариса. Она называется «Богоматерь Знамение с избранными святыми» или «Крещение Господне с избранными святыми».
Панагия — это небольшой богато украшенный образ Девы Марии («панагия» переводится с греческого как «всесвятая», относясь к Богородице). Однако встречаются также выполненные в этом жанре изображения Спасителя, Троицы, Распятия, святых или библейских сцен.
Чаще всего такой образ бывает округлой формы, он предназначен для ношения на груди на цепочке высшими церковными чинами. Панагия представляет собой уменьшенную копию панагиара — богато украшенного сосуда, внутрь которого возлагался «богородичный хлеб». В маленьких «воротных» нагрудных панагиях хранились частицы этого освященного хлеба — просфоры.
На обеих сторонах вокруг основных центральных композиций в отдельных округлых клеймах даны изображения праотцов и пророков, в том числе царя Давида с гуслями и царя Соломона с храмом, а также клейма со спящим пророком Иесеем и пророком Ионой, заглатываемым рыбой.
Резной образ был создан неизвестным мастером предположительно в XVIII веке на Афоне. Согласно древнехристианскому преданию, в 49 году корабль, на котором плыла Богородица вместе с апостолом Иоанном Богословом, попал в бурю и его прибило к берегу греческого Афона в том месте, где ныне располагается Иверский монастырь. Дева Мария была поражена удивительной красотой этого места и попросила его у Бога себе в удел. Поэтому Афон называют также «уделом» и «садом Богородицы».
Уединенные мастерские Афона издавна славились своими резными изделиями. Благодаря многочисленным паломникам эти произведения постоянно проникали в славянские земли, где весьма почитались. Небольшие резные кресты, панагии и образа работы афонских монахов, включавшие множество миниатюрных сцен, поражали виртуозной техникой исполнения. Это была как продукция массового производства, так и единичные высокохудожественные произведения, к числу которых относится панагия из собрания Радищевского музея.
Панагия — это небольшой богато украшенный образ Девы Марии («панагия» переводится с греческого как «всесвятая», относясь к Богородице). Однако встречаются также выполненные в этом жанре изображения Спасителя, Троицы, Распятия, святых или библейских сцен.
Чаще всего такой образ бывает округлой формы, он предназначен для ношения на груди на цепочке высшими церковными чинами. Панагия представляет собой уменьшенную копию панагиара — богато украшенного сосуда, внутрь которого возлагался «богородичный хлеб». В маленьких «воротных» нагрудных панагиях хранились частицы этого освященного хлеба — просфоры.
Панагия из собрания Радищевского музея — круглая двусторонняя икона, выполненная в технике миниатюрной резьбы по кипарису. Вверху и внизу круга закреплены небольшие колончатые ротонды со светильниками внутри. На лицевой стороне располагается изображение Богородицы с младенцем и ангелами, на другой — Богоявление Господне.
На обеих сторонах вокруг основных центральных композиций в отдельных округлых клеймах даны изображения праотцов и пророков, в том числе царя Давида с гуслями и царя Соломона с храмом, а также клейма со спящим пророком Иесеем и пророком Ионой, заглатываемым рыбой.
Резной образ был создан неизвестным мастером предположительно в XVIII веке на Афоне. Согласно древнехристианскому преданию, в 49 году корабль, на котором плыла Богородица вместе с апостолом Иоанном Богословом, попал в бурю и его прибило к берегу греческого Афона в том месте, где ныне располагается Иверский монастырь. Дева Мария была поражена удивительной красотой этого места и попросила его у Бога себе в удел. Поэтому Афон называют также «уделом» и «садом Богородицы».
Уединенные мастерские Афона издавна славились своими резными изделиями. Благодаря многочисленным паломникам эти произведения постоянно проникали в славянские земли, где весьма почитались. Небольшие резные кресты, панагии и образа работы афонских монахов, включавшие множество миниатюрных сцен, поражали виртуозной техникой исполнения. Это была как продукция массового производства, так и единичные высокохудожественные произведения, к числу которых относится панагия из собрания Радищевского музея.