Восьмиконечная форма креста, известная с VI века, наиболее распространена на Руси. Считается, что именно на таком кресте и был казнен Сын Человеческий.
Над самим распятием солдаты прибили табличку с издевательской надписью «Иисус Назарянин, царь иудейский». Ее символизирует верхняя короткая перекладина церковного креста, обычно на ней значится сокращенное ИНЦИ.
Нижняя косая доска — подпорка для ног Иисуса Христа — «мерило праведное», взвешивающее грехи и добродетели всех людей. По легенде, она наклонена в левую сторону, поскольку распятый справа от Христа разбойник покаялся и попал в рай вместе с Господом. А преступник, казненный слева, хулил Иисуса и его учение, так что усугубил свою посмертную участь и отправился в ад.
На восьмиконечном кресте для религиозных нужд также обычно присутствуют буквы ІС ХС — так называемая христограмма, обозначение имени Иисуса Христа. Рядом зачастую отпечатано или выгравировано латинское слово NИКА, что означает «победитель». Соответственно, это символ воскрешения Сына Божьего, победы над смертью.
На некоторых христианских крестах внизу имеется изображение черепа и костей. Так отмечается тот факт, что, по преданию, останки Адама и Евы были захоронены под местом распятия — у подножия Голгофы. Получается, что кровь Христа как бы смыла первородный грех с прародителей и их потомков.
Напрестольный православный крест из собрания Радищевского музея имеет полость внутри и предназначен для хранения частиц мощей святых. Различные кресты и иконы с потайным углублением для мощей были широко распространены в Древней Руси.
Серебряный крест выполнен в сложных техниках золочения и чеканки. Он состоит из тонких листов драгоценного металла, на поверхности которых прочеканен растительный узор. В центре креста по традиции располагается Распятие, на концах среднего перекрестия — по две поясные фигуры святых: Богоматери, Марии, апостола Иоанна, Иосифа Аримафейского. Над головой Иисуса Христа в верхнем перекрестии располагаются фигуры шестикрылого серафима и двух ангелов. У ног Спасителя — череп Адама и град. В нижнем перекрестии — изображение святого Владимира с крестом в правой руке.
В основании креста — стилизованные листья и плоды. Оборотная сторона полностью покрыта чеканным узором из завитков растений, розеток и раковин. Боковые стороны разделаны орнаментальной резной «косичкой». Надпись с правой стороны нижнего конца креста гласит о предназначении реликвии в монастырь Саратова.
Над самим распятием солдаты прибили табличку с издевательской надписью «Иисус Назарянин, царь иудейский». Ее символизирует верхняя короткая перекладина церковного креста, обычно на ней значится сокращенное ИНЦИ.
Нижняя косая доска — подпорка для ног Иисуса Христа — «мерило праведное», взвешивающее грехи и добродетели всех людей. По легенде, она наклонена в левую сторону, поскольку распятый справа от Христа разбойник покаялся и попал в рай вместе с Господом. А преступник, казненный слева, хулил Иисуса и его учение, так что усугубил свою посмертную участь и отправился в ад.
На восьмиконечном кресте для религиозных нужд также обычно присутствуют буквы ІС ХС — так называемая христограмма, обозначение имени Иисуса Христа. Рядом зачастую отпечатано или выгравировано латинское слово NИКА, что означает «победитель». Соответственно, это символ воскрешения Сына Божьего, победы над смертью.
На некоторых христианских крестах внизу имеется изображение черепа и костей. Так отмечается тот факт, что, по преданию, останки Адама и Евы были захоронены под местом распятия — у подножия Голгофы. Получается, что кровь Христа как бы смыла первородный грех с прародителей и их потомков.
Напрестольный православный крест из собрания Радищевского музея имеет полость внутри и предназначен для хранения частиц мощей святых. Различные кресты и иконы с потайным углублением для мощей были широко распространены в Древней Руси.
Серебряный крест выполнен в сложных техниках золочения и чеканки. Он состоит из тонких листов драгоценного металла, на поверхности которых прочеканен растительный узор. В центре креста по традиции располагается Распятие, на концах среднего перекрестия — по две поясные фигуры святых: Богоматери, Марии, апостола Иоанна, Иосифа Аримафейского. Над головой Иисуса Христа в верхнем перекрестии располагаются фигуры шестикрылого серафима и двух ангелов. У ног Спасителя — череп Адама и град. В нижнем перекрестии — изображение святого Владимира с крестом в правой руке.
В основании креста — стилизованные листья и плоды. Оборотная сторона полностью покрыта чеканным узором из завитков растений, розеток и раковин. Боковые стороны разделаны орнаментальной резной «косичкой». Надпись с правой стороны нижнего конца креста гласит о предназначении реликвии в монастырь Саратова.