В собрании музея хранится большая коллекция церковных облачений. Почти все они попали в коллекцию в 1922 и 1923 годах, когда в Каргополье стали закрываться храмы. Ткани, из которых сшиты эти изделия, самые разные. Но большинство предметов все же сделаны из шелка и парчи различных видов.
Фелонь — это верхнее богослужебное облачение православного священника. Она шьется без рукавов и с прорезью для головы. С XVI–XVII веков для одеяний этого вида стали подбирать тяжелую золотую парчу, чтобы верх возвышался конусом над плечами.
Символика фелони включает множество духовных понятий, но преимущественно она означает сияние Божественной славы. Если сильно упрощать значение термина, слава — это особое яркое сияние, которое видно, когда божественное явление предстает в полную силу. То есть Иисус Христос, будучи Сыном Божьим, в земной жизни выглядел как обычный человек, но после Воскресения предстал перед учениками в своей истинной ипостаси — в сиянии славы.
Золотой и серебряный цвета тканей в фелони особенно подчеркивают значение этого сияния. Хотя такие облачения шили и из материи других основных цветов, принятых в богослужении. Например, могли быть фелони черного цвета с белыми полосами.
Фелонь обычно состоит из оплечья и стана. Оплечье — верхняя часть, здесь она сделана из бордового бархата и украшена шитьем из золотных металлических нитей, жемчугом, бисером и цветными стеклами. Ее орнамент включает симметричные S-образные мотивы и стилизованные цветы. В центре его расположен четырехконечный крест, на концах которого видны четыре стеклянные вставки коричневого цвета. Справа и слева от креста, а также еще в четырех элементах, есть металлические дробницы — специальные миниатюрные вставки на деревянной основе, украшенные стеклом красного и зеленого цвета.
Стан — это основная деталь фелони без оплечья. Он сшит из парчи, на которой выполнен узор в виде белых букетов на серебристом фоне. Букеты состоят из ажурных цветов с колосками. Под оплечьем размещается фигурный крест. Он исполнен золотистыми и серебристыми нитями, блестками и трунцалом.
Вышивание канителью и трунцалом — это одна из самых простых техник церковной вышивки. Канитель выглядит как тонкая проволока, навитая плотной пружинкой. Трунцал же — разновидность канители, только из плоской проволоки. Его нанизывают на специальную четырех или пятиугольную основу. За счет резких преломлений на гранях отраженный от трунцала свет поблескивает особенно красиво.
Фелонь — это верхнее богослужебное облачение православного священника. Она шьется без рукавов и с прорезью для головы. С XVI–XVII веков для одеяний этого вида стали подбирать тяжелую золотую парчу, чтобы верх возвышался конусом над плечами.
Символика фелони включает множество духовных понятий, но преимущественно она означает сияние Божественной славы. Если сильно упрощать значение термина, слава — это особое яркое сияние, которое видно, когда божественное явление предстает в полную силу. То есть Иисус Христос, будучи Сыном Божьим, в земной жизни выглядел как обычный человек, но после Воскресения предстал перед учениками в своей истинной ипостаси — в сиянии славы.
Золотой и серебряный цвета тканей в фелони особенно подчеркивают значение этого сияния. Хотя такие облачения шили и из материи других основных цветов, принятых в богослужении. Например, могли быть фелони черного цвета с белыми полосами.
Фелонь обычно состоит из оплечья и стана. Оплечье — верхняя часть, здесь она сделана из бордового бархата и украшена шитьем из золотных металлических нитей, жемчугом, бисером и цветными стеклами. Ее орнамент включает симметричные S-образные мотивы и стилизованные цветы. В центре его расположен четырехконечный крест, на концах которого видны четыре стеклянные вставки коричневого цвета. Справа и слева от креста, а также еще в четырех элементах, есть металлические дробницы — специальные миниатюрные вставки на деревянной основе, украшенные стеклом красного и зеленого цвета.
Стан — это основная деталь фелони без оплечья. Он сшит из парчи, на которой выполнен узор в виде белых букетов на серебристом фоне. Букеты состоят из ажурных цветов с колосками. Под оплечьем размещается фигурный крест. Он исполнен золотистыми и серебристыми нитями, блестками и трунцалом.
Вышивание канителью и трунцалом — это одна из самых простых техник церковной вышивки. Канитель выглядит как тонкая проволока, навитая плотной пружинкой. Трунцал же — разновидность канители, только из плоской проволоки. Его нанизывают на специальную четырех или пятиугольную основу. За счет резких преломлений на гранях отраженный от трунцала свет поблескивает особенно красиво.