Представленный образ Иоанна Предтечи был передан в собрание Радищевского музея в 1958 году из Ярославского художественного музея в составе коллекции икон XVII столетия. Прежде чем украсить постоянную экспозицию, эти произведения несколько десятилетий восстанавливались московскими и саратовскими реставраторами.
Ряд стилистических особенностей образа «Иоанн Предтеча — Ангел пустыни» указывает на то, что он был выполнен в первой половине XVII века и является наиболее ранним произведением из переданной коллекции.
Иоанн Предтеча был последним ветхозаветным пророком и провозвестником новой христианской эпохи в истории человечества. Его задачей было подготовить людей к принятию Спасителя, призвать их к покаянию и даровать им таинство крещения в водах реки Иордан. Сам Христос принял крещение от Иоанна, тем самым освятив обряд. С тех пор таинство символизирует собой духовное рождение для каждого христианина, а Иоанн стал одним из самых почитаемых святых как у западных, так и у восточных христиан.
Иконография «Святой Иоанн Предтеча — Ангел пустыни» была известна с XIII века, но в русском искусстве получила распространение три столетия спустя. Ее основой стало пророчество пророка Малахии о том, что Господь прежде себя посылает людям ангела своего.
Иоанн Предтеча изображен в полный рост в виде крылатого существа. Его длинные волосы и борода взлохмачены, а строгий смуглый лик изможден от непрерывных поста и молитвы. Он облачен в милоть (грубую одежду из верблюжьего волоса) и темно-синий гиматий (своеобразный плащ). В руках пророк держит свиток и чашу со своей отсеченной головой, а у ног его — дерево, в которое воткнут топор-секира.
В саратовском памятнике иконография дополнена образом Спаса Нерукотворного, написанного, как и на древних иконах, в верхнем поле. Исследователи полагают, что автор произведения придерживался образцов строгановской школы иконописи. Например, личнóе — лицо святого, а также его руки и ноги — выполнено в очень светлых тонах, что было характерно для столичных мастерских.
Датируют данный памятник изобразительного искусства первой половиной XVII века.
Ряд стилистических особенностей образа «Иоанн Предтеча — Ангел пустыни» указывает на то, что он был выполнен в первой половине XVII века и является наиболее ранним произведением из переданной коллекции.
Иоанн Предтеча был последним ветхозаветным пророком и провозвестником новой христианской эпохи в истории человечества. Его задачей было подготовить людей к принятию Спасителя, призвать их к покаянию и даровать им таинство крещения в водах реки Иордан. Сам Христос принял крещение от Иоанна, тем самым освятив обряд. С тех пор таинство символизирует собой духовное рождение для каждого христианина, а Иоанн стал одним из самых почитаемых святых как у западных, так и у восточных христиан.
Иконография «Святой Иоанн Предтеча — Ангел пустыни» была известна с XIII века, но в русском искусстве получила распространение три столетия спустя. Ее основой стало пророчество пророка Малахии о том, что Господь прежде себя посылает людям ангела своего.
Иоанн Предтеча изображен в полный рост в виде крылатого существа. Его длинные волосы и борода взлохмачены, а строгий смуглый лик изможден от непрерывных поста и молитвы. Он облачен в милоть (грубую одежду из верблюжьего волоса) и темно-синий гиматий (своеобразный плащ). В руках пророк держит свиток и чашу со своей отсеченной головой, а у ног его — дерево, в которое воткнут топор-секира.
В саратовском памятнике иконография дополнена образом Спаса Нерукотворного, написанного, как и на древних иконах, в верхнем поле. Исследователи полагают, что автор произведения придерживался образцов строгановской школы иконописи. Например, личнóе — лицо святого, а также его руки и ноги — выполнено в очень светлых тонах, что было характерно для столичных мастерских.
Датируют данный памятник изобразительного искусства первой половиной XVII века.