Центральной иконой деисусного — главного — чина иконостаса, найденного в заброшенном храме близ Мурома экспедицией Третьяковской галереи в 1965 году, является образ Господа Вседержителя. Иисус Христос, Сын Божий, человеком спустившийся на землю, добровольно принял мучительную смерть на кресте, чтобы очистить род людской от греха, затем воскрес и вернулся на небо. Когда Христос явится во второй раз, мир, каким мы его знаем, закончится. И после Страшного суда праведников будет ждать приятная вечность в раю, а грешников — мучения в аду.
Традиционная схема расположения икон в главном ряду алтарной перегородки в христианской церкви построена именно на основе этого пророчества. Иисусу Христу, грядущему судить живых и мертвых, предстоят с молением о заступничестве за людей небесные силы и святые: Пресвятая Богородица, Иоанн Предтеча, Архангелы Михаил и Гавриил. Зачастую там же запечатлены апостолы Пётр и Павел и некоторые местночтимые святые.
На этом типе икон Иисус запечатлен в возрасте начала своих проповедей: Ему около 30 лет. Характерные признаки того времени — длинные волосы, небольшие усы и борода — дополняют Его внешность.
Указующий жест Его правой руки направлен на раскрытое Евангелие, которое Иисус держит в левой руке. Священная книга раскрыта на словах «Прiидите ко мне вси труждащиеся и обременении…» (Матф. 11, 28–30). Этим Он как бы указывает людям спасительный путь.
Нимб Христа с вписанным в него крестом, так называемый «кресчатый нимб», является напоминанием о принесенной за людей жертве.
В перекрестии — греческая надпись WON, что означало «Сущий». По обе стороны от нимба на старославянском языке выведено «Господь Вседержитель» и присутствуют буквы IС ХС, символизирующие имя «Иисус Христос».
В византийской традиции Христос изображался грозным и недоступным в своем величии владыкой. На Руси это был именно Спаситель, сострадающий и все понимающий, с мудрым и печальным взором.
Традиционная схема расположения икон в главном ряду алтарной перегородки в христианской церкви построена именно на основе этого пророчества. Иисусу Христу, грядущему судить живых и мертвых, предстоят с молением о заступничестве за людей небесные силы и святые: Пресвятая Богородица, Иоанн Предтеча, Архангелы Михаил и Гавриил. Зачастую там же запечатлены апостолы Пётр и Павел и некоторые местночтимые святые.
Иисус, облаченный в традиционные одежды — подобный рубахе хитон и плащ-гиматий, изображен фронтально, в полный рост, сидящим на троне. Подобная иконография Христа получила название «Спас на престоле». Она появилась в Византии в IX веке, на Русь пришла в XII.
Указующий жест Его правой руки направлен на раскрытое Евангелие, которое Иисус держит в левой руке. Священная книга раскрыта на словах «Прiидите ко мне вси труждащиеся и обременении…» (Матф. 11, 28–30). Этим Он как бы указывает людям спасительный путь.
Нимб Христа с вписанным в него крестом, так называемый «кресчатый нимб», является напоминанием о принесенной за людей жертве.
В перекрестии — греческая надпись WON, что означало «Сущий». По обе стороны от нимба на старославянском языке выведено «Господь Вседержитель» и присутствуют буквы IС ХС, символизирующие имя «Иисус Христос».
В византийской традиции Христос изображался грозным и недоступным в своем величии владыкой. На Руси это был именно Спаситель, сострадающий и все понимающий, с мудрым и печальным взором.