Предполагается, что иконография этой иконы появилась в XVII веке в память о чудесном событии, которое произошло в Тобольске в 1661 году. Существует повесть о Явлении Казанской иконы Богородицы в Тобольске. В ней описываются несчастья и природные катаклизмы, которые происходили в городе, потому что его жители обращались с иконой ненадлежащим образом: святыня была заброшена и забыта в чулане, где стояла лицом к стене. По легенде, местному дьячку Иоанникию несколько раз явился митрополит Филипп, незадолго до этого события причисленный к лику святых. Он указал на то, что икона так храниться не должна. А еще повелел дьячку передать городским властям: во искупление грехов тобольских горожан следует на высоком месте построить церковь во имя Казанской иконы Богородицы и в день освящения внести в неё забытую в чулане икону.
Предание гласит, что церковь была построена в три дня и на четвертый освящена. Как отмечается в повести, до возведения храма шли проливные дожди, гибли хлеба, скот вымирал. А когда старинная икона обрела свой дом, местные жители обратились к Богоматери с молитвой: «…о Пречистая Дево, спаси нас милостию Своею! …Милосердная царица, моли многодаровательного Сына Своего, Христа Бога нашего, дабы отвратил праведный гнев Свой и сохранил град и люди в тишине и в благоденствии, и во умножении плодов земных». Дожди прекратились, хлеба и овощи выправились.
«Богоматерь Казанская» принадлежит к иконографическому типу «Одигитрия» — с греческого это слово переводится как «путеводительница». По преданию, первую такую икону написал евангелист Лука ещё при жизни Девы Марии. В отличие от икон типа «Елеуса» или «Умиление», которые показывают любовь между Матерью и Младенцем, льнущим к ее щеке, здесь в смысловом центре композиции — сам Сын Божий. Он обращен к зрителю и благословляет его правой рукой. Богоматерь обычно указывает на Христа как на путь к спасению. Однако в случае с Казанской иконой зритель этого не видит: Дева Мария изображена здесь лишь по плечи. Еще одна особенность Казанского образа в том, что Христа пишут стоящим, а его левая рука скрыта одеянием.
На нашей иконе Богоматерь изображена в светло-золотистом мафории — длинном женском покрывале — с золотым травно-цветочным узором. Край мафория и ворот туники украшает орнамент в виде ромбов. Христос одет в ярко-красный гиматий — одеяние из прямоугольного куска ткани.
В овальных клеймах написаны изображения святых. Слева — преподобный Иоанникий Великий — святой покровитель дьячка Иоанникия. Справа — Конон градарь, к которому обращались с молитвой об умножении плодов земных, он держит в руках корзину с овощами или фруктами.
Особенности сибирского стиля выразились в необычном колорите иконы: светлый фон, серовато-розовые, а не охристые оттенки ликов. Икона была создана в конце XVIII века и несет на себе явный отпечаток своего времени, когда в каноническое искусство начали проникать приметы светской художественной культуры. Произведение искусства было отреставрировано в 1990 году.