Архангел Михаил — главный архангел и архистратиг, глава воинства ангелов и архангелов. В книге пророка Даниила он упоминается как Князь великий, стоящий за народ Господний. Считается покровителем русского воинства.
Иконы с изображением Архангела Михаила часто встречаются в Сибири, на Урале и в Поволжье. В Откровении Иоанна Богослова рассказывается о том, что Архангел Михаил победил Сатану. В центральной части иконы — среднике — изображен именно этот сюжет. Огненноликий всадник на огненном крылатом коне поражает Сатану в пасть. Рогатое чудище с когтистыми лапами повержено под копытами коня на фоне клубящегося водяного потока. В устах Архангела Михаила труба. В правой руке он держит копье, древко которого венчается крестом, в левой — Евангелие с четырехконечным крестом на крышке и кадило.
Справа в воде виден пылающий гибнущий город. Выше изображена коричневая полоса позема, так называют в иконописи условное изображение земли. А еще выше — небо, написанное тоновой растяжкой от бледно-голубого к темно-синему цвету. Такой прием часто встречается в приенисейских иконах. В верхнем углу иконописец изобразил Христа перед престолом. Его лик окружен клубящимися серыми облаками.
У композиции этой иконы есть особенность. По православному канону коня обычно писали в профиль, а торс всадника — анфас. Здесь же мы видим, что и Архангел Михаил, и его верный огненный спутник развернуты лицом и торсом к зрителю.
Вверху по фону изображение сопровождает надпись: «Воевода Небесных Сил Архангел Михаил». Слева внизу, на фоне неба, надпись из Псалма 9,7: «Врагу оскудешу оружие в конец и грады разрушил еси погибе память его с шумом». Полный текст перевода из Псалтири звучит так: «По воле Твоей вскипает море, у врага совсем не стало оружия, и города Ты разрушил, погибла память их с ними».
По краям икона была обложена полосой басменного латунного оклада — тисненным рельефным рисунком. Когда в 2001 году старинное произведение искусства реставрировали, выяснилось, что басма очень плохо сохранилась, и ее было решено не восстанавливать. На месте нимба Христа и над головой Архангела были выпуклые съемные венцы. Оба венца ныне утрачены.
Иконы с изображением Архангела Михаила часто встречаются в Сибири, на Урале и в Поволжье. В Откровении Иоанна Богослова рассказывается о том, что Архангел Михаил победил Сатану. В центральной части иконы — среднике — изображен именно этот сюжет. Огненноликий всадник на огненном крылатом коне поражает Сатану в пасть. Рогатое чудище с когтистыми лапами повержено под копытами коня на фоне клубящегося водяного потока. В устах Архангела Михаила труба. В правой руке он держит копье, древко которого венчается крестом, в левой — Евангелие с четырехконечным крестом на крышке и кадило.
Справа в воде виден пылающий гибнущий город. Выше изображена коричневая полоса позема, так называют в иконописи условное изображение земли. А еще выше — небо, написанное тоновой растяжкой от бледно-голубого к темно-синему цвету. Такой прием часто встречается в приенисейских иконах. В верхнем углу иконописец изобразил Христа перед престолом. Его лик окружен клубящимися серыми облаками.
У композиции этой иконы есть особенность. По православному канону коня обычно писали в профиль, а торс всадника — анфас. Здесь же мы видим, что и Архангел Михаил, и его верный огненный спутник развернуты лицом и торсом к зрителю.
Вверху по фону изображение сопровождает надпись: «Воевода Небесных Сил Архангел Михаил». Слева внизу, на фоне неба, надпись из Псалма 9,7: «Врагу оскудешу оружие в конец и грады разрушил еси погибе память его с шумом». Полный текст перевода из Псалтири звучит так: «По воле Твоей вскипает море, у врага совсем не стало оружия, и города Ты разрушил, погибла память их с ними».
По краям икона была обложена полосой басменного латунного оклада — тисненным рельефным рисунком. Когда в 2001 году старинное произведение искусства реставрировали, выяснилось, что басма очень плохо сохранилась, и ее было решено не восстанавливать. На месте нимба Христа и над головой Архангела были выпуклые съемные венцы. Оба венца ныне утрачены.