Политеистическая и магическая религиозность пронизывала весь комплекс семейных и календарных обрядов. В IX–Х столетиях социально-экономическое и политическое развитие Восточной Европы резко ускорилось благодаря функционированию речных торговых путей по Волге и Днепру. Этот фактор способствовал распространению монотеистических представлений, знакомству с иудаизмом, исламом, христианством. К концу Х века стало очевидным, что язычество ограничивает возможности развития и связи с соседними государствами, препятствует внутреннему единству — этническая идентификация многоплеменного населения базировалась среди прочего и на принадлежности к архаическим верованиям. Великий князь Владимир вместе со своими приближенными решил принять христианство из Византии.
Причисление князя Владимира к лику святых не имеет точной датировки. Скорее всего, в некоторых регионах еще в домонгольский период его чтили вместе с сыновьями — князьями-мучениками Борисом и Глебом, погибшими в год смерти отца. Но общерусская канонизация Владимира Святославича относится к XIII–XIV векам. Первая каменная церковь, посвященная князю Владимиру, была построена в Новгороде в начале XIV века. Впоследствии в честь святого крестителя возводились многочисленные храмы, его изображали в росписях их стен, на иконах и картинах. Один из вариантов иконографии представлен на рассматриваемой иконе рубежа XIX–XX веков, написанной по образцам XVII столетия. Князь изображен в полный рост, в древних одеждах, со свитком в руке, где читается фрагмент текста молитвы (из летописной статьи о Крещении 988 года).