Разнообразие богородичных образов в русском храмовом искусстве очень велико и отражает все этапы жития Пресвятой Девы от Зачатия Её («Целования Иоакима и Анны») до Успения и предстояния за род людской после земной жизни. Именно к Ней как к Матери-Заступнице в первую очередь привыкли прибегать в православии. Особенно трепетное отношение сложилось к тем изводам, где Богоматерь изображается вместе с Младенцем, где ярко проявляется Её Материнство.
Изображение на представленной иконе почти полностью закрывает оклад из золоченой фольги, прописаны только лики, руки и ножка Младенца.
Композиция больше всего соответствует образу Одигитрии (Путеводительницы): Младенец Иисус восседает на руках у Пречистой Матери, благословляя молящегося правой рукой. Богородица одной рукой придерживает Сына, другой указывает на Него как на явившегося в мир Небесного Царя и Судию.
Согласно церковной истории, первый образ Одигитрии написал евангелист Лука. Другая легенда рассказывает о нерукотворном образе, который возник в период иконоборчества на столпе храма в Лидде. Список, сделанный с этого образа, почитался как чудотворный.
В V веке императрица Евдокия привезла икону из Святой Земли в Константинополь. Оригинал был утрачен в середине XV столетия — вероятно, уничтожен османскими воинами, — однако осталось множество списков.
Изводы этого образа несущественно различаются: может быть ростовое, поясное или оплечное изображение Богородицы; Она обращена к зрителю фронтально или чуть склонив голову к Сыну. Христос всегда изображается фронтально, в левой руке Он держит книгу или свиток как символ воплощенного Слова Божия.
Представленная в экспозиции икона не во всем соответствует описанному канону: свиток (книга) отсутствует, Иисус обращен к зрителю не строго фронтально. Кроме того, традиционно голову Богородицы Одигитрии покрывает только широкий плат — мафорий. Здесь же оклад иконы выполнен в виде царского облачения и короны.
Эти признаки сближают образ с Всецарицей (греч. Πανάχραντα — Панахранта, «Всенепорочная»). Такой тип изображения близок к Одигитрии, но Богоматерь представлена Царицей, восседающей на троне с царственным Младенцем на коленях. Извод получил распространение в Византии и на Руси в XI веке. Позднее на его основе было создано несколько самостоятельных образов, в том числе Богоматерь Державная и Киево-Печерская.
Изображение на представленной иконе почти полностью закрывает оклад из золоченой фольги, прописаны только лики, руки и ножка Младенца.
Композиция больше всего соответствует образу Одигитрии (Путеводительницы): Младенец Иисус восседает на руках у Пречистой Матери, благословляя молящегося правой рукой. Богородица одной рукой придерживает Сына, другой указывает на Него как на явившегося в мир Небесного Царя и Судию.
Согласно церковной истории, первый образ Одигитрии написал евангелист Лука. Другая легенда рассказывает о нерукотворном образе, который возник в период иконоборчества на столпе храма в Лидде. Список, сделанный с этого образа, почитался как чудотворный.
В V веке императрица Евдокия привезла икону из Святой Земли в Константинополь. Оригинал был утрачен в середине XV столетия — вероятно, уничтожен османскими воинами, — однако осталось множество списков.
Изводы этого образа несущественно различаются: может быть ростовое, поясное или оплечное изображение Богородицы; Она обращена к зрителю фронтально или чуть склонив голову к Сыну. Христос всегда изображается фронтально, в левой руке Он держит книгу или свиток как символ воплощенного Слова Божия.
Представленная в экспозиции икона не во всем соответствует описанному канону: свиток (книга) отсутствует, Иисус обращен к зрителю не строго фронтально. Кроме того, традиционно голову Богородицы Одигитрии покрывает только широкий плат — мафорий. Здесь же оклад иконы выполнен в виде царского облачения и короны.
Эти признаки сближают образ с Всецарицей (греч. Πανάχραντα — Панахранта, «Всенепорочная»). Такой тип изображения близок к Одигитрии, но Богоматерь представлена Царицей, восседающей на троне с царственным Младенцем на коленях. Извод получил распространение в Византии и на Руси в XI веке. Позднее на его основе было создано несколько самостоятельных образов, в том числе Богоматерь Державная и Киево-Печерская.