Представленная в экспозиции икона Спасителя в деревянном киоте с окладом — образец работы борисовских иконописцев-личкунов.
Местные иконописцы появились в Борисовке не позднее второй половины XVIII века. Мастеров-красочников, способных создать образ полностью, было немного, зато постоянно росло количество так называемых личкунов — мастеров, занимавшихся исключительно личным письмом.
Из трудов Василия Тимофеевича Георгиевского начала XX века известно, что работали местные иконописцы в маленьких мастерских по 16–18 часов в сутки (с трех-четырех часов утра до восьми-девяти вечера), прерываясь только на еду, сон и праздничные и воскресные дни. Разделения труда не было. За день личкун писал три-пять образов-«одиночек»; на создание многоликой композиции уходило до трех дней. Иконографические образцы брали из святцев, Четьих миней, иконописных подлинников, использовали переводы с известных икон.
«Личковые» доски обычно не скоблили и не размеряли, грунтовали ножом только в местах непосредственного изображения. Темно-коричневым цветом наносили очертания лика и рук, для письма обычно использовали масляные краски; законченные работы покрывали олифой. Надписи часто делали другие мастера, знавшие грамоту.
Все эти недостатки старались скрывать под окладами из фольги, стекляруса и бумажных цветов. Занимались этим монахини окрестных монастырей: Тихвинского, Борисовского, Курского, Севского — и, по их примеру, умелицы из борисовских крестьянок.
Чаще всего писали Спаса Вседержителя и Богоматерь (часто на одном образе, подходящем для благословения молодых), Николая Чудотворца, защитника «от глада и мора» святого Харлампия, покровителя скота святого Власия.
Борисовские изделия были дешевы и в большом количестве поставлялись в Курск, Харьков, Полтаву, Таганрог, Екатеринослав, Ростов, Кубань, Дон, Приазовье и даже на Кавказ.
В 1901 году Комитет попечительства о русской иконописи командировал троих видных специалистов в области древнерусского искусства: Сергея Дмитриевича Шереметева, Никодима Павловича Кондакова и Василия Тимофеевича Георгиевского — для изучения иконного дела в различных регионах. Изучив образцы борисовских икон на киевской ярмарке, Кондаков отметил, что «удалось видеть, до какой степени падения дошло иконописное мастерство Борисовки», тем самым отдавая должное более ранним памятникам.
Местные иконописцы появились в Борисовке не позднее второй половины XVIII века. Мастеров-красочников, способных создать образ полностью, было немного, зато постоянно росло количество так называемых личкунов — мастеров, занимавшихся исключительно личным письмом.
Из трудов Василия Тимофеевича Георгиевского начала XX века известно, что работали местные иконописцы в маленьких мастерских по 16–18 часов в сутки (с трех-четырех часов утра до восьми-девяти вечера), прерываясь только на еду, сон и праздничные и воскресные дни. Разделения труда не было. За день личкун писал три-пять образов-«одиночек»; на создание многоликой композиции уходило до трех дней. Иконографические образцы брали из святцев, Четьих миней, иконописных подлинников, использовали переводы с известных икон.
«Личковые» доски обычно не скоблили и не размеряли, грунтовали ножом только в местах непосредственного изображения. Темно-коричневым цветом наносили очертания лика и рук, для письма обычно использовали масляные краски; законченные работы покрывали олифой. Надписи часто делали другие мастера, знавшие грамоту.
Все эти недостатки старались скрывать под окладами из фольги, стекляруса и бумажных цветов. Занимались этим монахини окрестных монастырей: Тихвинского, Борисовского, Курского, Севского — и, по их примеру, умелицы из борисовских крестьянок.
Чаще всего писали Спаса Вседержителя и Богоматерь (часто на одном образе, подходящем для благословения молодых), Николая Чудотворца, защитника «от глада и мора» святого Харлампия, покровителя скота святого Власия.
Борисовские изделия были дешевы и в большом количестве поставлялись в Курск, Харьков, Полтаву, Таганрог, Екатеринослав, Ростов, Кубань, Дон, Приазовье и даже на Кавказ.
В 1901 году Комитет попечительства о русской иконописи командировал троих видных специалистов в области древнерусского искусства: Сергея Дмитриевича Шереметева, Никодима Павловича Кондакова и Василия Тимофеевича Георгиевского — для изучения иконного дела в различных регионах. Изучив образцы борисовских икон на киевской ярмарке, Кондаков отметил, что «удалось видеть, до какой степени падения дошло иконописное мастерство Борисовки», тем самым отдавая должное более ранним памятникам.