Игил относится к самым древним и распространенным тувинским музыкальным инструментам. Это двухструнный смычковый инструмент с протяжным мелодичным звуком. Считалось, что музыка игила обладает лечебной, умиротворяющей и очищающей силой.
Пожилые тувинские шаманы верили, что игил — сакральный инструмент, с помощью которого можно установить связь с духами. Тувинцы ассоциировали его с любимым домашним животным, лучшим другом и спутником — лошадью. Именно поэтому струны игила изготавливали из волос конского хвоста, а конец струнного лада часто украшали резной фигуркой коня.
Корпус игила делали из цельного куска древесины — его выдалбливали в форме заостренного книзу овального ковша. Обычно выбирали сосну, лиственницу или кедр. Деку обтягивали кожей мелкого рогатого скота. Смычок (ча, чанж) изготавливали в форме лука из ветвей ивового растения — тальника, а его тетиву — из конского волоса, который придавал инструменту мягкий тембр. Тетиву натирали смолой лиственницы или кедра.
У каждого мастера были свои секреты, как правильно выбрать древесину и затем ее обработать. Обычно эти тонкости сохраняли в тайне и передавали по наследству от отца к сыну.
Искусность мастеров, которые создавали музыкальные инструменты, даже воспевали в героических сказаниях. В них говорилось, что этот сложный процесс сопровождается особыми ритуалами, а мастер подбирает разные породы деревьев, которые мистически дополняют друг друга и делают звучание игила более насыщенным и глубоким.
У разных народностей названия этого инструмента различаются. У алтайцев можно встретить вариант названия «икили», у хакасов — «ыых». У тувинцев существует парный инструмент к игилу — родственный ему морин хуур. Оба инструмента ансамблевые и дополняют друг друга во время игры.
Инструменты даже внешне похожи: по форме, материалу струн и главному украшению — резной фигурке на конце шейки. Морин хуур имеет монгольские корни, но считается, что оба инструмента имитируют звук лошадиного ржания, завывания ветра в степи и передают протяжность, непрерывность кочевой жизни.
Однако тональность игила и техника игры на нем отличаются от других смычковых или струнных инструментов. Каждая его струна состоит из множества тонких прожилок — благодаря этому можно добиться разных оттенков звучания. Кроме того, на этом музыкальном инструменте можно при желании совмещать разные техники: зажимать струны, защипывать или, например, играть сбоку.
С игилом тесно связаны традиции горлового пения и импровизации, когда исполнитель чередует речитатив и напев. Поэтому тувинцы считают, что само звучание инструмента помогает музыкантам осваивать недоступные для голоса тембры и интонации.
Пожилые тувинские шаманы верили, что игил — сакральный инструмент, с помощью которого можно установить связь с духами. Тувинцы ассоциировали его с любимым домашним животным, лучшим другом и спутником — лошадью. Именно поэтому струны игила изготавливали из волос конского хвоста, а конец струнного лада часто украшали резной фигуркой коня.
Корпус игила делали из цельного куска древесины — его выдалбливали в форме заостренного книзу овального ковша. Обычно выбирали сосну, лиственницу или кедр. Деку обтягивали кожей мелкого рогатого скота. Смычок (ча, чанж) изготавливали в форме лука из ветвей ивового растения — тальника, а его тетиву — из конского волоса, который придавал инструменту мягкий тембр. Тетиву натирали смолой лиственницы или кедра.
У каждого мастера были свои секреты, как правильно выбрать древесину и затем ее обработать. Обычно эти тонкости сохраняли в тайне и передавали по наследству от отца к сыну.
Искусность мастеров, которые создавали музыкальные инструменты, даже воспевали в героических сказаниях. В них говорилось, что этот сложный процесс сопровождается особыми ритуалами, а мастер подбирает разные породы деревьев, которые мистически дополняют друг друга и делают звучание игила более насыщенным и глубоким.
У разных народностей названия этого инструмента различаются. У алтайцев можно встретить вариант названия «икили», у хакасов — «ыых». У тувинцев существует парный инструмент к игилу — родственный ему морин хуур. Оба инструмента ансамблевые и дополняют друг друга во время игры.
Инструменты даже внешне похожи: по форме, материалу струн и главному украшению — резной фигурке на конце шейки. Морин хуур имеет монгольские корни, но считается, что оба инструмента имитируют звук лошадиного ржания, завывания ветра в степи и передают протяжность, непрерывность кочевой жизни.
Однако тональность игила и техника игры на нем отличаются от других смычковых или струнных инструментов. Каждая его струна состоит из множества тонких прожилок — благодаря этому можно добиться разных оттенков звучания. Кроме того, на этом музыкальном инструменте можно при желании совмещать разные техники: зажимать струны, защипывать или, например, играть сбоку.
С игилом тесно связаны традиции горлового пения и импровизации, когда исполнитель чередует речитатив и напев. Поэтому тувинцы считают, что само звучание инструмента помогает музыкантам осваивать недоступные для голоса тембры и интонации.