Ханты, коренной народ Западной Сибири, верили в многочисленных духов. Их воспринимали как существ, подобных человеку, но гораздо более могущественных. Одних духов ханты считали доброжелательными, других — враждебными к людям. Поэтому они всегда стремились заручиться поддержкой добрых сил и предотвратить злокозненные действия других. Для этого ханты совершали определенные обряды, соблюдали предписанные правила и не смели нарушать древние запреты.
Духов, в которых верили ханты и манси, можно разделить на несколько групп. Это всеобщие духи, семейно-родовые, домашние и личные.
Всеобщим духам ханты посвящали монументальных идолов из бревен. Их считали более могущественными силами по сравнению с семейно-родовыми. У каждого социального объединения был свой сверхъестественный покровитель. Чаще всего их изображения помещали там, где они, по предположению хантов, обитали: в густых рощах, охотничьих угодьях, устьях рек или глубоких омутах. Эти идолы были транспортабельными, и, если культовое место перемещалось, идола можно было перевезти вместе с ним.
Российский филолог финского происхождения Матиас Кастрен в 1858 году писал о северных хантах:
Духов, в которых верили ханты и манси, можно разделить на несколько групп. Это всеобщие духи, семейно-родовые, домашние и личные.
Всеобщим духам ханты посвящали монументальных идолов из бревен. Их считали более могущественными силами по сравнению с семейно-родовыми. У каждого социального объединения был свой сверхъестественный покровитель. Чаще всего их изображения помещали там, где они, по предположению хантов, обитали: в густых рощах, охотничьих угодьях, устьях рек или глубоких омутах. Эти идолы были транспортабельными, и, если культовое место перемещалось, идола можно было перевезти вместе с ним.
Российский филолог финского происхождения Матиас Кастрен в 1858 году писал о северных хантах: