Ханты, манси и многие другие народы Севера придавали особое значение хранению швейных игл. Этот небольшой предмет был одним из самых важных в хозяйстве, так как с его помощью можно было сделать теплую прочную одежду и пережить зимние холода.
Еще к игле относились бережно, поскольку она символизировала женское начало. К примеру, манси, когда в семье рождалась девочка, втыкали иголку в тряпочку и уносили на культовое место. А тромъёганские ханты после рождения девочки приносили на святилище небольшие игольницы.
Тромъёганские ханты получили свое название по названию правого притока Оби — реки Тромъёган, которая протекает по территории Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа.
Швейные иглы хранили в специальных самодельных игольницах. По хантыйским поверьям, игольница подчеркивала сакральность женского мира, так как в ней был запечатлен женский дух.
Девочке игольницу могла подарить мама, бабушка или крестная мать. Если юная рукодельница делала вещицу сама, то часто копировала бисерную вышивку, сочетание цветов и рисунок у матери. Когда юная девушка выходила замуж или самовольно убегала из родного дома к жениху, она забирала с собой мешочек с рукоделием и игольницу. Если эти предметы оставались дома, родители понимали, что с дочерью что-то случилось, и начинали ее искать.
Игольницу использовали и в самом свадебном обряде. Например, восточные ханты, когда водили невесту вокруг жилища жениха, клали игольницу на пол. После замужества хантыйская женщина никогда не расставалась с рукоделием, поддерживая таким образом сакральную связь с женским началом. Игольницу с иглами она хранила в специальном рукодельном мешочке «тучан» или в особой орнаментированной коробке из пихтовой коры.
Игольница участвовала и в погребальных обрядах хантов. Вместе с другими личными вещами и рукодельным мешочком она уходила в иной мир за своей хозяйкой. А для того, чтобы игольница «умерла», в ней прорезали отверстие.
Традиционная игольница хантов из коллекции музея города Муравленко сделана из разноцветного сукна. Неизвестная мастерица расшила мягкую часть национальным орнаментом, в центре внутреннего квадрата поместила сакральное изображение глухарки, а по краям обшила игольницу мягким норочьим мехом.
Еще к игле относились бережно, поскольку она символизировала женское начало. К примеру, манси, когда в семье рождалась девочка, втыкали иголку в тряпочку и уносили на культовое место. А тромъёганские ханты после рождения девочки приносили на святилище небольшие игольницы.
Тромъёганские ханты получили свое название по названию правого притока Оби — реки Тромъёган, которая протекает по территории Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа.
Швейные иглы хранили в специальных самодельных игольницах. По хантыйским поверьям, игольница подчеркивала сакральность женского мира, так как в ней был запечатлен женский дух.
Девочке игольницу могла подарить мама, бабушка или крестная мать. Если юная рукодельница делала вещицу сама, то часто копировала бисерную вышивку, сочетание цветов и рисунок у матери. Когда юная девушка выходила замуж или самовольно убегала из родного дома к жениху, она забирала с собой мешочек с рукоделием и игольницу. Если эти предметы оставались дома, родители понимали, что с дочерью что-то случилось, и начинали ее искать.
Игольницу использовали и в самом свадебном обряде. Например, восточные ханты, когда водили невесту вокруг жилища жениха, клали игольницу на пол. После замужества хантыйская женщина никогда не расставалась с рукоделием, поддерживая таким образом сакральную связь с женским началом. Игольницу с иглами она хранила в специальном рукодельном мешочке «тучан» или в особой орнаментированной коробке из пихтовой коры.
Игольница участвовала и в погребальных обрядах хантов. Вместе с другими личными вещами и рукодельным мешочком она уходила в иной мир за своей хозяйкой. А для того, чтобы игольница «умерла», в ней прорезали отверстие.
Традиционная игольница хантов из коллекции музея города Муравленко сделана из разноцветного сукна. Неизвестная мастерица расшила мягкую часть национальным орнаментом, в центре внутреннего квадрата поместила сакральное изображение глухарки, а по краям обшила игольницу мягким норочьим мехом.