Тюбетейка была и остается самой известной деталью гардероба татарского мужчины. Разновидностей тюбетеек существует великое множество: из бархата, без вышивки, с плоским или заостренным верхом, украшенная шелковыми нитками, золотой или серебряной канителью, блестками, камнями, бисером, жемчугом. Изготовление тюбетеек традиционно было женским занятием, носили же этот головной убор все — и мужчины, и женщины, и дети. Тюбетейка была первым головным убором в жизни мальчиков: ее начинали носить в раннем детстве.
Тюбетейки были такими разными, потому что когда-то они несли много информации: по этому головному убору окружающие сразу определяли, откуда человек родом и чем он занимается. По его орнаменту, форме и цветовой гамме можно было определить, из какой местности человек, каков его статус, а также приблизительный возраст мужчины. Когда в Среднюю Азию пришел ислам, тюбетейка сохранила свою важность, но в несколько ином виде: мужчины повсеместно стали пользоваться тюбетейками, чтобы соблюсти правило и не выходить из дома с непокрытой головой.
В наше время предназначение тюбетейки изменилось. Во-первых, она защищает голову от жгучего солнца, во-вторых, она стала еще и частью религиозного костюма. Тюбетейки выполняют и практическую функцию: тюбетейки «аракчин» из хлопчатобумажной ткани служат восточным мужчинам, как когда-то ночной колпак — европейцам.
До XX века тюбетейку не носили как отдельный головной убор. Мужчины повязывали на ней чалму, а женщины надевали на нее паранджу, платок или накидку. С приходом советской власти тюбетейка превратилась не только в самостоятельный головной убор, но и стала восприниматься как символ многообразия и дружбы народов СССР. Тюбетейка стала частью моды, а приезжавшие издалека туристы увозили ее в качестве сувенира.
Этот головной убор чрезвычайно популярен у многих народов, его издавна носили в Поволжье и на Урале, на Кавказе, в Крыму, в Средней Азии. Привычное для русского уха название закрепилось благодаря созвучию с татарским «тубэтэй», то есть «шапочка». В других же языках тюбетейка носит разные имена, у азербайджанцев это «арахчын», узбеки называют ее «дуппи», но, например, в Самарканде этот головной убор уже зовется «калпок».
Один из экспонатов музея — зеленая тюбетейка на подкладке, вышитая нитями люрекс.
Тюбетейки были такими разными, потому что когда-то они несли много информации: по этому головному убору окружающие сразу определяли, откуда человек родом и чем он занимается. По его орнаменту, форме и цветовой гамме можно было определить, из какой местности человек, каков его статус, а также приблизительный возраст мужчины. Когда в Среднюю Азию пришел ислам, тюбетейка сохранила свою важность, но в несколько ином виде: мужчины повсеместно стали пользоваться тюбетейками, чтобы соблюсти правило и не выходить из дома с непокрытой головой.
В наше время предназначение тюбетейки изменилось. Во-первых, она защищает голову от жгучего солнца, во-вторых, она стала еще и частью религиозного костюма. Тюбетейки выполняют и практическую функцию: тюбетейки «аракчин» из хлопчатобумажной ткани служат восточным мужчинам, как когда-то ночной колпак — европейцам.
До XX века тюбетейку не носили как отдельный головной убор. Мужчины повязывали на ней чалму, а женщины надевали на нее паранджу, платок или накидку. С приходом советской власти тюбетейка превратилась не только в самостоятельный головной убор, но и стала восприниматься как символ многообразия и дружбы народов СССР. Тюбетейка стала частью моды, а приезжавшие издалека туристы увозили ее в качестве сувенира.
Этот головной убор чрезвычайно популярен у многих народов, его издавна носили в Поволжье и на Урале, на Кавказе, в Крыму, в Средней Азии. Привычное для русского уха название закрепилось благодаря созвучию с татарским «тубэтэй», то есть «шапочка». В других же языках тюбетейка носит разные имена, у азербайджанцев это «арахчын», узбеки называют ее «дуппи», но, например, в Самарканде этот головной убор уже зовется «калпок».
Один из экспонатов музея — зеленая тюбетейка на подкладке, вышитая нитями люрекс.