Карандашный рисунок «Христос в доме Марфы и Марии» приписывается выдающемуся итальянскому живописцу венецианской школы эпохи позднего Возрождения Якопо Бассано (около 1510—1592).
Якопо Бассано, чье настоящее имя Джакомо да Понте, родился в семье художника Франческо Бассано Старшего. Живописи учился у своего отца, а позже в Венеции у Бонифацио Веронезе. В 1540 году Бассано вернулся в родной город. Там у него была большая мастерская, а в 1549 году он был назначен консулом. Под влиянием Тициана, Лоренцо Лотто, Тинторетто и художников-маньеристов Бассано выработал собственный стиль, для которого характерны точность в воспроизведении реальности и жанровая трактовка религиозных композиций.
Представленный в экспозиции рисунок — это интерпретация одноименной картины Яна Вермеера в зеркальном отображении. Любопытно, что евангельский сюжет здесь трактуется, как сцена из повседневной жизни, с изображением многочисленных предметов домашнего обихода. Иисус с учениками входят в дом Лазаря. Их встречают сестры Лазаря — Марфа и Мария.
Якопо Бассано, чье настоящее имя Джакомо да Понте, родился в семье художника Франческо Бассано Старшего. Живописи учился у своего отца, а позже в Венеции у Бонифацио Веронезе. В 1540 году Бассано вернулся в родной город. Там у него была большая мастерская, а в 1549 году он был назначен консулом. Под влиянием Тициана, Лоренцо Лотто, Тинторетто и художников-маньеристов Бассано выработал собственный стиль, для которого характерны точность в воспроизведении реальности и жанровая трактовка религиозных композиций.
Якопо Бассано одним из первых итальянских живописцев обратился к сельской тематике, и именно картины, в которых так или иначе присутствуют деревенские детали, принесли ему наибольшую известность. Есть сведения, что знаменитый Паоло Веронезе послал своего сына Карлетто «учиться ремеслу» именно в мастерскую Бассано, что свидетельствует о том, как высоко ценил он талант своего товарища по цеху. Помимо прочего, если верить биографам Бассано, тот же Веронезе в своей картине «Брак в Кане Галилейской» изобразил его рядом с собой, Тицианом и Тинторетто в группе музыкантов. Картины Якопо Бассано пользовались огромной популярностью, и мастер иногда делал реплики одной и той же сцены с помощью Франческо — самого талантливого из сыновей.
Представленный в экспозиции рисунок — это интерпретация одноименной картины Яна Вермеера в зеркальном отображении. Любопытно, что евангельский сюжет здесь трактуется, как сцена из повседневной жизни, с изображением многочисленных предметов домашнего обихода. Иисус с учениками входят в дом Лазаря. Их встречают сестры Лазаря — Марфа и Мария.
Марфа преклонилась перед святыми гостями, а Мария приглашает их в дом. За столом, накрытым белой скатертью, сидит Лазарь, помогая с приготовлением трапезы. На столе среди разнообразных предметов быта представлены главные символы христианской религии: хлеб, чаша с вином, виноград. Большое внимание уделено мельчайшим деталям быта: от корзин с провиантом до кухонных полок и домашних животных. Рисунок поступил в музей в 1919 году из имения Барятино Тарусского уезда Калужской губернии в составе частного художественного собрания князей Горчаковых.