Императорская Академия художеств традиционно считала, что главным живописным жанром является историческая картина: академики того времени полагали, что такие полотна воспитывают дух и разум зрителя. Поэтому студенты Академии всегда изучали лучшие образцы классического искусства, с помощью которых они усваивали композиционные приемы и мышление предыдущих поколений мастеров. Такой подход к обучению наглядно демонстрирует эта картина — эскиз к знаменитому полотну «Христианские мученики в Колизее», которое художник Дмитрий Флавицкий написал в 1862 году.
Флавицкий учился у обрусевшего итальянского академиста Федора Бруни. Академию он закончил с большой золотой медалью, обеспечившей ему пенсионную поездку по Европе. В 1855 году он отправился в Италию, где когда-то и произошли события, изображенные на этой картине. За выполненное в Риме полотно «Христианские мученики в Колизее» в 1863 году художник получил звание почетного вольного общника Академии. Этот эскиз, вероятно, также был написан во время путешествий по Италии.
И в оригинале, и в эскизе заметно влияние монументалиста Карла Брюллова, который оказал огромное воздействие на русских художников второй трети XIX века. О шедевре Брюллова «Последний день Помпеи» в эскизе Флавицкого напоминают зловещее красное зарево, а также группы обреченных и уже попрощавшихся с жизнью людей. При этом Флавицкому было важно изобразить не натурализм пыток, но духовную красоту страданий христианских мучеников.
Вероятно, сам художник понимал слабые стороны эскиза: все персонажи в нем резко поделены на однозначно положительных и отрицательных, а свои чувства они выражают преувеличенными патетическими жестами, которые придают этой работе некоторую напыщенность и театральность. В большой картине живописец избавился и от красного зарева, и от нарочито театрализованных поз людей.
Однако уже в эскизе Флавицкий наметил прообразы многих персонажей большого полотна: истового проповедника, пассивного и покорного слепца, застывшую в ужасе женщину с ребенком. Окончательный вариант картины «Христианские мученики в Колизее» не мог бы появиться без этой скромной работы, которая показывает, какой сложный путь преодолел художник для финального воплощения своего замысла.
Флавицкий учился у обрусевшего итальянского академиста Федора Бруни. Академию он закончил с большой золотой медалью, обеспечившей ему пенсионную поездку по Европе. В 1855 году он отправился в Италию, где когда-то и произошли события, изображенные на этой картине. За выполненное в Риме полотно «Христианские мученики в Колизее» в 1863 году художник получил звание почетного вольного общника Академии. Этот эскиз, вероятно, также был написан во время путешествий по Италии.
И в оригинале, и в эскизе заметно влияние монументалиста Карла Брюллова, который оказал огромное воздействие на русских художников второй трети XIX века. О шедевре Брюллова «Последний день Помпеи» в эскизе Флавицкого напоминают зловещее красное зарево, а также группы обреченных и уже попрощавшихся с жизнью людей. При этом Флавицкому было важно изобразить не натурализм пыток, но духовную красоту страданий христианских мучеников.
Вероятно, сам художник понимал слабые стороны эскиза: все персонажи в нем резко поделены на однозначно положительных и отрицательных, а свои чувства они выражают преувеличенными патетическими жестами, которые придают этой работе некоторую напыщенность и театральность. В большой картине живописец избавился и от красного зарева, и от нарочито театрализованных поз людей.
Однако уже в эскизе Флавицкий наметил прообразы многих персонажей большого полотна: истового проповедника, пассивного и покорного слепца, застывшую в ужасе женщину с ребенком. Окончательный вариант картины «Христианские мученики в Колизее» не мог бы появиться без этой скромной работы, которая показывает, какой сложный путь преодолел художник для финального воплощения своего замысла.