Миниатюрные копии предметов быта у северных народов и в наши дни остаются популярными игрушками для детей. Их создают из природных материалов — глины, бересты, дерева, кожи, меха. Мальчики традиционно играют с лодочками, миниатюрными луками со стрелами, фигурками оленей, маленькими нартами, копиями ловушек, охотничьими поясами с ножами. Такие игрушки готовят ребенка к будущей роли охотника, оленевода и рыбака. Девочки же играют с куклами и атрибутами женских ремесел, обучаясь с ранних лет ведению хозяйства.
В экспозиции представлена миниатюрная копия хлебной печи, которая на языке народа ханты называется «нянь кор». Такая печь обычно располагается на улице.
Печь, которая стоит в доме, ханты называют «чувал». В ней готовят еду и разводят огонь, который остается единственным источником света в жилище на протяжении всего дня.
Основу любой хантыйской печи составляет каркас из прутьев черемухи, обмазанный глиной с травой. Чтобы построить «нянь кор», сначала смешивают раствор из жирной мелкодисперсной глины с сухой травой — чаще всего для этого выбирают осоку. Затем получившейся массой слой за слоем обмазывают деревянный каркас с наружной и внутренней сторон, тщательно просушивая каждый из них.
Поскольку ханты постоянно кочуют, хлебные печи часто сооружают на нартах. А на стационарных стойбищах их устанавливают под навесом.
Огонь у этого северного народа считается священной стихией. Поклонение природным силам, прежде всего земному огню и небесному светилу, возникло на заре человечества и считается одной из самых первых форм религиозных воззрений.
Поэтому и очажная площадка обладает статусом сакрального пространства, а каждому ее предмету приписывают особую магическую силу. Например, даже слабо разведенную сажу из печи или чувала ханты используют как целебное средство при желудочных коликах.
В экспозиции представлена миниатюрная копия хлебной печи, которая на языке народа ханты называется «нянь кор». Такая печь обычно располагается на улице.
Печь, которая стоит в доме, ханты называют «чувал». В ней готовят еду и разводят огонь, который остается единственным источником света в жилище на протяжении всего дня.
Основу любой хантыйской печи составляет каркас из прутьев черемухи, обмазанный глиной с травой. Чтобы построить «нянь кор», сначала смешивают раствор из жирной мелкодисперсной глины с сухой травой — чаще всего для этого выбирают осоку. Затем получившейся массой слой за слоем обмазывают деревянный каркас с наружной и внутренней сторон, тщательно просушивая каждый из них.
Глина хорошо держит температуру, благодаря чему в хантыйской печи можно выпекать не только хлеб, но и пироги, и ватрушки с ягодами, а также запекать рыбу и мясо.Чтобы что-нибудь приготовить, «нянь кор» необходимо хорошо протопить заранее: дрова должны прогореть до основания. Затем горячую золу выметают веником из хвойных лап, намоченных в воде. Только после этого в печь ставят формы с тестом, плотно закрывают ее щитом и подпирают палкой или деревянной лопатой.
Поскольку ханты постоянно кочуют, хлебные печи часто сооружают на нартах. А на стационарных стойбищах их устанавливают под навесом.
Огонь у этого северного народа считается священной стихией. Поклонение природным силам, прежде всего земному огню и небесному светилу, возникло на заре человечества и считается одной из самых первых форм религиозных воззрений.
Поэтому и очажная площадка обладает статусом сакрального пространства, а каждому ее предмету приписывают особую магическую силу. Например, даже слабо разведенную сажу из печи или чувала ханты используют как целебное средство при желудочных коликах.