Норвежская народная скрипка хардингфеле получила свое название в честь района Хардингер на юго-западном побережье Норвегии. Самой старой сохранившейся норвежской скрипкой называют инструмент «Ястада». Она была изготовлена в 1651 году мастером Уле Юнсеном Ястадом и хранится в Бергенском университете.
Хардингфеле имеет меньший, чем обычная скрипка, размер, более выпуклые деки, широкий и короткий гриф, удлиненные эфы. Ее колковая коробка более длинная. Причиной этого являются восемь струн — четыре игровые и четыре резонирующие. Они проходят под грифом и через отверстия в подставке. В отличие от классической скрипки, у хардингфеле существует более 23 возможных настроек в зависимости от играемой мелодии или региона ее происхождения.
Хардингфеле часто называют национальным инструментом Норвегии. Каждый из таких инструментов делается вручную и является произведением искусства. Корпус музейного инструмента покрыт растительными орнаментами; гриф, подгрифок и даже колки инкрустированы костью и перламутром. Венчает хардингфеле голова мифического зверя.
На протяжении XVIII и XIX веков скрипка хардингфеле считалась дьявольским инструментом. Священники говорили: «Скрипка — дьявол, висящий на стене» или «Когда играют на скрипке, дьявол танцует на крыше».
Лютеранская церковь проповедовала, что скрипичная игра — это смертный грех и музыканты после смерти попадают в ад. Их не пускали в церковь, считали посланцами дьявола, а их творчество было окутано мрачными легендами.
Согласно одной из таких легенд, дьявол пробрался в деревню, где отмечали праздник. Там он стал играть старинный норвежский танец Fanitullen, дословный перевод этого названия — «мелодия черта». Все жители деревни, которые слышали музыку дьявола, танцевали до тех пор, пока не падали замертво. Существует мнение, что главная тема из фортепианного концерта Эдварда Грига была вдохновлена одной из версий мелодии Fanitullen.
В современной Норвегии хардингфеле пользуется большой популярностью, особенно в сельских районах. Это один из немногих европейских народных инструментов, традиция игры на котором пережила все культурные потрясения, изменения и чужеродные музыкальные влияния.
Хардингфеле имеет меньший, чем обычная скрипка, размер, более выпуклые деки, широкий и короткий гриф, удлиненные эфы. Ее колковая коробка более длинная. Причиной этого являются восемь струн — четыре игровые и четыре резонирующие. Они проходят под грифом и через отверстия в подставке. В отличие от классической скрипки, у хардингфеле существует более 23 возможных настроек в зависимости от играемой мелодии или региона ее происхождения.
Хардингфеле часто называют национальным инструментом Норвегии. Каждый из таких инструментов делается вручную и является произведением искусства. Корпус музейного инструмента покрыт растительными орнаментами; гриф, подгрифок и даже колки инкрустированы костью и перламутром. Венчает хардингфеле голова мифического зверя.
На протяжении XVIII и XIX веков скрипка хардингфеле считалась дьявольским инструментом. Священники говорили: «Скрипка — дьявол, висящий на стене» или «Когда играют на скрипке, дьявол танцует на крыше».
Лютеранская церковь проповедовала, что скрипичная игра — это смертный грех и музыканты после смерти попадают в ад. Их не пускали в церковь, считали посланцами дьявола, а их творчество было окутано мрачными легендами.
Согласно одной из таких легенд, дьявол пробрался в деревню, где отмечали праздник. Там он стал играть старинный норвежский танец Fanitullen, дословный перевод этого названия — «мелодия черта». Все жители деревни, которые слышали музыку дьявола, танцевали до тех пор, пока не падали замертво. Существует мнение, что главная тема из фортепианного концерта Эдварда Грига была вдохновлена одной из версий мелодии Fanitullen.
В современной Норвегии хардингфеле пользуется большой популярностью, особенно в сельских районах. Это один из немногих европейских народных инструментов, традиция игры на котором пережила все культурные потрясения, изменения и чужеродные музыкальные влияния.